Новый школьный стандарт как повод к войне

http://russ.ru/pole/Novyj-shkol-nyj-standart-kak-povod-k-vojne

Наталья Иванова-Гладильщикова

До сих пор образовательный стандарт состоял из трех компонентов – федерального (за него отвечал федеральный центр), национально-регионального (его разрабатывали в республиках) и школьного.

Вдруг кто-то вчитался в 43-ю статью Конституции, и выяснилось, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». И что это не соответствует закону «Об образовании», где стандарт делится на компоненты, причем один из них – национально-региональный – подразумевает участие в своей разработке субъектов федерации.

Русский этнократический проект или недомыслие?

Это сочли неувязкой, и стали совершенствовать сопутствующие законы и указы, исходя из Конституции. В итоге изменили статью 7 закона «Об образовании»; появился закон № 309, в котором национально-региональный компонент (а также – школьный) не упоминается.

Но в результате появились серьезные проблемы. Те, с которыми наша страна давно не сталкивалась. Весной прошлого года, Татарстан и Башкортастан обратились с законодательной инициативой в Госдуму. Они настаивают на возвращение в структуру стандарта национально-регионального компонента. На нынешних Парламентских слушаниях выяснилось, что к ним присоединились Северная Осетия, Якутия, многие республики Поволжья и другие двуязычные регионы. По их мнению, такое изменение структуры стандарта ущемляет их национальные права, делает невозможным изучение родного языка и культуры. И вообще воспринимается в республиках как русской этнократический проект.

20 языков России уже признаны мертвыми

Все это происходит в ситуации, когда 136 языков в России и так находятся в опасности, а 20 из них уже признаны мертвыми. Такие сведения приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО. Интересно, что ЮНЕСКО рассчитывает жизнеспособность языков по 9 критериям, в том числе по передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества.

Выступавшие на Парламентских слушаниях высокопоставленные чиновники говорили о том, что в их республиках до сих пор с национальными проблемами все было в порядке. Так, Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета республики Татарстан, утверждал, что в Татарстане «созданы все необходимые правовые условия для достижения сбалансированного русско-татарского двуязычия и реального равноправия русского и татарского языков в межнациональном общении». При этом заложена законодательная база для сохранения языков и культур чувашского, марийского, мордовского и других народов, компактно проживающих в Татарстане.

«Но все это может быть в одночасье утеряно в связи со вступлением в силу федерального законом № 309 (закон, закрепляющий новую федеральную структуру стандарта – Н.И-Г.). – сказал Фарид Мухаметшин. – Он ставит под угрозу целое направление образования: краеведческое, лингвистическое, историческое, которые могут быть реализованы только в рамках регионального компонента. …Применение 309-го закона повлечет значительное сокращение, а иногда – ликвидацию учебных курсов и предметов, учитывающих региональную и местную специфику, придет к свертыванию систем подготовки и переподготовки педкадров. Все это может негативно сказаться на важнейшей функции отечественной образовательной системы – национально-культурного воспроизводства народов страны и российского многонационального сообщества в целом».

Довольно острой является и ситуация в регионах, где компактно проживают, например, татары. «К нам в республику приходят многочисленные обращения из регионов, с мест компактного проживания татар, – сказал Фарид Мухаметшин. – Люди хотят сохранить школы с этнокультурным компонентом. Татары занимают 2-е место по численности среди народов России и около 75% наших соотечественников проживают за пределами Татарстана».

Не утешают заверения чиновников, а именно – зам. министра образования Юрия Сентюрина, в том, что по новым стандартам учебники на национальных языках будут финансироваться федеральным Центром, а потому национальным школам, находящимся в регионах, где этот язык – не родной, теперь будет гораздо проще (до сих пор они изучали язык и культуру того региона, на территории которого проживают).

Но едва ли это поможет таким школам. Благодаря еще одному нововведению, а именно – переходу на новую систему оплаты труда (нормативно-подушевое финансирование, когда зарплата учителя зависит от количества учеников), эти учебные заведения умрут естественной смертью.

Именно поэтому Татарстан и Башкортастан в апреле-мае 2008-го года параллельно внесли в Госдуму законодательные инициативы, направленные на сохранение прав республик на участие в формировании национально-регионального компонента федерального образовательного стандарта. Эти законопроекты не оспаривают необходимость установления единого для всех стандарта. Они – за то, чтобы предоставить субъектам РФ возможность самостоятельно формировать региональную часть программы в рамках федеральных стандартов.

Думские законодатели тоже не теряли времени зря: в феврале этого года был срочно принят закон, предусматривающий возможность участия субъектов РФ в разработке, на основе федеральных стандартов, примерных образовательных программ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.

Но в принятой редакции этот закон по сути подменяет рассмотрение проекта закона, внесенного в порядке законодательной инициативы Госсоветом Татарстана и Башкортастана. В нем ничего конкретно не объясняется, а значит, может трактоваться чиновниками как угодно: «Мы предлагаем внести ряд дополнений как в действующие законодательные акты, так и в структурные компоненты стандартов – примерные учебные программы, базисные учебные планы, требования к освоению основных общеобразовательных программ, последовательно вытекающих из задач концепции организации российского образования», – настаивает Фарид Мухаметшин.

Он же добавил: «Мы готовы к тому, чтобы рассматривать в различных инстанциях нарушения норм статьи 72 Российской Конституции. Мы видим судебную перспективу в этом вопросе, но не идем на этот шаг, понимая, что федеральное законодательство вместе с нами находится в поиске».

Вспомните судецких немцев

Еще более острым было выступление Ильдуса Илишева, заместителя премьер-министра, министра культуры и национальной политики республики Башкортастан.

Он перечислил целый ряд обновленных статей закона «Об образовании», противоречащих положениям Конституции. «Эти положения не состыкуются и с общими направлениями международного права в части, касающейся основных международно-правовых документов. Здесь можно привести Копенгагенские документы, рамочную конвенцию, Европейскую хартию».

«Мы считаем, что 43 статья Конституции не должна трактоваться как предмет исключительно федерального ведения, – сказал Ильдус Илишев. – Эта конституционная норма содержится и в главе 2-й Конституции, определяющей права и свободы граждан. И по смыслу со статьями 26, 44, 71, 72, 114, а также с преамбулой. Со статьями 2 и 3 и пунктом 3 статьи 5-й закона «Об образовании». Там Федеральный образовательный стандарт является публично-правовым обязательством государства в целях установления образовательного уровня для обучающихся по различным формам образования. С тем, чтобы они могли знать характер и объем определенных законом требований в сфере образования.

Согласно Конституции в ведении РФ находятся общие вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека. Это статья 71. В совместном же ведении находятся вопросы практической реализации защиты прав и свобод граждан. Это статья 72, пункты б) и е). Мы думаем, что в связи с этим субъект федерации имеет законные интересы осуществлять региональную и национально-региональную политику в дополнения к основам федеральной политики.

Мы считаем, что по тем изменениям, которые были внесены в закон «Об образовании» субъекты федерации практически исключаются из этого вопроса и не наделяются такими полномочиями. Это направление имеет неплохую судебную перспективу.

Федеральные законодатели заведомо ставят республики в положение, при котором они не смогут осуществлять свои полномочия по статье 68-й, части 2-й».

Высокий башкирский чиновник рассказал, что до сих пор в республике все было спокойно: ведется обучение на 14 языках (кстати, из 14 украинских школ, находящихся в России, 9 – в Башкортастане); на восьми языках печатаются газеты и журналы. Сейчас же этот вопрос политизируется.

Ильдус Илишев напомнил, насколько опасно подавлять этничность (какое-то время она как бы находится в спячке, но настает момент и этничность взрывается. В определенной исторической ситуации все это выходит наружу): «Есть мировой опыт. Во время Второй мировой войны Германия оправдывала свое вторжение в Чехословакию защитой языковых прав судецких немцев. В Албании на начальном этапе языковые вопросы вышли на первый план, когда Милошевич запретил преподавание албанского языка. К чему это привело, мы все знаем».

Он напомнил и о примере США, где история государственного строительства шла по пути, когда все этнические группы должны были переплавиться в котле единой американской политической нации. Давно от этого отказавшись, американцы реализуют политику «единства в многообразии», неплохо при этом сохраняя единство своей американской политической нации. «Единственная перспектива для России – идти по пути сохранения языковых потребностей всех, исторически существующих здесь народов, тем самым укрепляя общегосударственную лояльность».

Башкирский зам. премьер-министра заметил: «Возможно, с точки зрения федерального центра, Москвы, мыслится все просто: ну как же: нейтральный единый русский язык . Но в регионах, когда такие вопросы выносятся на уровень политической мобилизации, все это понимается, как русский этнократический проект. Поэтому перспективы строительства гражданского общества – только через учет культурных, языковых многообразий, которое исторически сложилось в России».

Чиновники защищаются

Зам. Министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин, естественно отстаивал честь мундира. По его словам, именно теперь, когда не будет деления на компоненты стандарта, субъекты РФ смогут принимать участие в разработке федеральной составляющей. Ведь раньше «подходы к определению региональной составляющей не носили характера диалога, который мы ведем сегодня между субъектами и федеральным центром»(!). «В базисном учебном плане Федеральных стандартов определено, что при установлении соотношения частей основной образовательной программы до 30% будет формироваться участниками образовательного процесса. При этом и к разработке обязательной части, чего не было раньше, в том числе и для обеспечения учета национальных, региональных и этнокультурных компонентов в образовательных программах, активно привлекаются субъекты РФ. И сейчас все используют это право».

А глава думского Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин «утешил» собравшихся тем, что «стандарты вводятся поэтапно. То есть, лица поступившие в школы до 1 сентября 2009-го года (до момента вступления в силу 309 закона) продолжат свое обучение до его завершения по образовательной программе, подготовленной на основе ранее действующих стандартов, которые формировались по компонентному принципу».

А еще Григорий Балыхин обрадовал всех тем, что «в неизменном виде сохранилась статья 6 закона Об образовании». Это статья «О языках обучения». «Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются законом РФ «О языках народов РФ». Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. … Язык, на котором ведется обучение, определяется учредителем образовательного учреждения и Уставом».

По мнению Григория Балыхина, вся эта буча возникла из-за правовой неопределенности, действительно допущенной законодателями. Но сейчас эта неопределенность устранена: 10 февраля Президент подписал федеральный закон № 18, в котором к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования было отнесено участие в разработке примерных основных образовательных программ. Теперь нужно внести коррективы в тексты законов субъектов РФ «Об образовании». А этнокультурную составляющую нужно включить в содержание основной образовательной программы.

Но представители регионов считают, что едва ли это решит проблему.

Чиновники мыслят в двухмерном пространстве

Кто-то скажет: ну вот, ничего страшного. Все недостатки исправлены. Но, как правильно заметил член думского Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Федот Тумусов, проблема в том, что «многие наши чиновники могут мыслить только в двумерном пространстве. И они обязательно скажут: если специальную запись убрали из закона, значит, это нельзя изучать». Поэтому, он – за сохранение прежней нормативно-правовой базы.

Об этом говорил и руководитель Ассоциации народов России, Рамазан Абдулатипов: «Чиновник будет обращать внимание на слова, на терминологию. И когда в Оренбургской области к чиновнику придет какая-то община, он будет говорить: нет ваших уже здесь! Никто не против роли русского языка. Мы все – люди русской культуры, русского языка. В связи с этим я вспомнил анекдот, как играли футбольный матч слоны и муравьи. Капитан слонов в конце матча подходит к муравьям и говорит капитану: извините, мы вас тут растоптали. Но игра есть игра! Муравей снял майку и отдал слону. И говорит: мы все понимаем: действительно, игра есть игра.

Давайте играть очень осторожно. Не растаптывая друг друга, находясь в одном многонациональном доме. Давайте не делить народы нашей страны на русских и нерусских.

Кто все-таки был инициатором этих поправок? Почему поправка, внесенная в Федеральный закон, не учитывает последствий, которые произошли в обществе? Кто отвечает за дестабилизацию международной ситуации в связи с этой поправкой? …Почему свергается федеративная суть нашей Конституции?

…По сути в этих поправках ничего страшного нет. Но по реализации будут действительно страшные последствия. Может быть, дело заключается в том, что на федеральном уровне нет организации, министерства, которое могло бы давать четкую экспертизу, которое бы подсказывало Минобру, что в этой сфере нельзя так действовать!

Не надо давать поводов, чтобы разрыхлять наше многонациональное Отечество!»

Национальные языки уже отменяют в школе

Собственно, «двухмерные» чиновники уже начали действовать. Председатель Координационного совета Конгресса народа саха Егор Жирков рассказал о том, что в Якутии прокуратура уже опротестовывает республиканский закон «Об образовании», в той части, где есть упоминания о национально-региональном компоненте. И уже требуют исключить из программ краеведческие курсы и изучение национальных языков. В республике собрано 10 тысяч подписей в защиту национально-регионального компонента.

03.03.09

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s