Тюркская лингвистическая археология

Научно-практический семинар на тему “Отечественная османистика, туркология и тюркология: итоги и перспективы”.

Закиев М. З., г. Казань

Объектом изучения археологии являются остатки материальной культуры. Для определения этнического состава древнего населения памятники материальной культуры без лингвистических данных оказываются не пригодными. Лишь лингвистические данные дают надежную информацию об этническом составе древнего населения дописьменного периода.
В середине ХIХ века для названия этого направления ввели термин лингвистическая палеонтология. В конце этого столетия представители казанской лингвистической школы (В.А.Богородицкий) начали применять термин лингвистическая археология, ибо палеонтология не связана с историей общества.
В результате лингвоархеологических исследований установлено, что древние этнонимы ар/ир (ари), ас/яс, сак/сака, скъдъ (рус. скиф), согдак/согды, сюн/хунны, би/бай/барды/парды (рус. парфы), ок/ак, мин/ми/миде, кусюн/косан/кушан, тохар/дагар являются исконно тюркскими словами и, следовательно, они называли тюркоязычные племена. В недрах индоевропеистики лингвоархеология не получила должного развития, ибо здесь пытались доказать индоираноязычность племен, носивших вышеназванные тюркские этнонимы, естественно, не смогли, поэтому пришли к выводу, что лингвоархеология не дает желаемых результатов.
В результате тюркских лингвоархеологических исследований стало ясно, что общепринятая теория о великом переселении народов оказалась выдуманной. Например, в традиционной исторической науке принято считать, что переселением тюрков-кочевников в IV-V вв. н.э. из Алтая в Северное Причерноморье началось великое переселение народов. Тюркская лингвоархеология доказала, что тюрки еще несколько тысяч лет назад до н.э. были распространены вокруг Черного моря.
Древнее название Черного моря до нас дошло в древнегреческих источниках. Греки называли его Pont Euxenos, т.е. Понт Евксинский букв. Понт гостеприимный, т.е. море гостеприимное. Понт – это тюркское название со значением ‘гостеприимный, богатый едой, кормилец’. Bün — у Махмуда Кашгарлы ‘похлебка, суп или еда’. Слово пунты/бунлы ‘богатый едой’, ‘гостеприимный’. По истории греческой колонизации мы знаем, что греки еще в VII в. до н.э. расширили причерноморские тюркские населенные пункты Фанагория и Пантикапей [Севостьянова О.И, 1972, 233]. Фаногорию еще задолго до греческой колонизации построили тюрки-оногуры (hоногуры), поэтому этот населенный пункт назывался как Һуногур. В греческом языке звука [һ] нет, oн передается как [ф], поэтому слово hуногур>hоногур на греческом звучал как Фоногур>Фаногория.
Город Пантикапей стоял на Керченском проливе, закрывал и открывал путь в Понт, поэтому назывался воротами Понта, по-тюркски: Понтыкапы>Понтикапей, позже этот город получил другое тюркские название: Кереш, т.е. вход в Понт, которое фонетически изменялось как Керчь [Закиев М.З., 2008, 57-58].
Тюркская лингвоархеология позволила заключить, что попытки определения прародины тюрков (как и других народов) является несостоятельными.
Прежде чем приступить к изложению различных мнений о прародине тюрков, скажем несколько слов о прародине современных татар. Некоторые историки, занимающиеся историей современного татарского народа, исходя из того, что этот народ носит этноним татары, идентифицируют его с монголо-татарскими завоевателями и считают непосредственной прародиной современных татар древнюю Монголию и ее окрестности. Ведь именно монголо-татары уничтожили богатое государство булгар — предков современных татар. Последние от монголов не получили ни антропологических, ни языковых особенностей.
Широкое распространение получило и другое ошибочное мнение некоторых тюркологов. Согласно их предположениям, тюркские предки современных татар появились в Урало-Поволжье лишь в VII в.н.э., будто они пришли сюда из Алтайской прародины тюрков.
Предкам булгаро-татар не было известно даже название тюрк. Оно вошло в среду нашей интеллигенции лишь в конце ХIХ и начале ХХ в. из тюркских научных исследований.
В тюркологии в качестве прародины тюрков выдвинуты более десяти регионов: 1) Алтай, 2) Северный и Северо–западный Китай, 3) регион Тянь–Шаньских гор, 4) Передняя Азия, 5) Западная Азия, 6) Центральная Азия, 7) Северо-западная Сибирь, 8) Прибайкалье, 9) Междуречье Иртыша и Урала, 10) Урало-Поволжье, 11) Восточная Европа [Еrcilasun A.B., 2007, 55-58, Zeki Velidi, 1981, 10-17; Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993, 22–27]. В новейших тюркологических исследованиях мнение об алтайской прародине тюрков считается самым неудачным и ошибочным. Ибо ведущие тюркологи время складывания всех прародин, кроме алтайской, относят к V-IV тыс. до н.э., а временем существования алтайской прародины признаются VI-VIII вв. н.э., когда не могло быть никакой прародины никакого народа. Ясно, что мнение об алтайской прародине тюрков появилось в результате смешения самого народа с его названием, т.е. неумения отличить знак от его семантики как этого требует наука семиотика.
Действительно, название тюрк как общее название распространилось лишь в VI-VIII вв. н.э. во время правления двух Тюркских каганатов, а тюркоязычные племена под другими названиями жили там же, где они сейчас распространены, много десятков тысяч лет тому назад, но исторические следы их ученые сумели обнаружить только в IV-III тысячелетиях до н.э. Если учесть, что следы сформировавшегося тюркского языка обнаруживаются в некоторых языках американских индейцев, предки которых пришли на Американский материк из Евразии еще 30-20 тыс. лет тому назад, то мы можем предположить, что тюркский язык (естественно, тогда он назывался по-другому) формировался еще раньше, может быть 50 тыс. лет тому назад [Закиев М.З., 2003, 80-83; Zekiyev M., 2006, 93-96]. Следовательно, старое учение о прародине тюрков и о времени ее формирования не соответствуют действительности.
Определением прародины тюрков тюркологи занимались под непосредственным влиянием индоевропеистов. Индоевропеисты и тюркологи сколько бы ни старались определить прародину своего народа, ни одному из них до сих пор это не удалось. Кроме того, признание наличия прародины предполагает нахождение там одного племени без смешения с другими племенами, что в итоге привело бы к биологическому его вымиранию. Древние племена об этом прекрасно знали и поэтому устраивали специальные мероприятия, праздники для налаживания процесса взаимопроникновения племен. Необходимость биологического смешения племен между собой противоречит признанию наличия прародины народов. Скорее всего, прародины народов вообще не было.
Разумнее, более научно было бы предположить, что различные племена — предки всех народов, в том числе и тюркские племена еще до появления производительного труда в период отсутствия государств и их границ в поисках естественного питания распространялись по всему Земному шару (а тюрки – по всей Евразии) и жили вперемежку с другими племенами. Процесс смешения способствовал и биологическому их выживанию. Где-то тюрков ассимилировали другие племена, и там образовались нетюркские регионы; где-то тюрки ассимилировали других, в итоге там образовались тюркские регионы.
Территории, где в течение нескольких тысяч лет жили и сейчас живут, например, романоязычные народы, являются регионами романоязычных племен и народов. В этих регионах, естественно, жили и германские и славянские, и тюркские, и другие племена, но позже все они ассимилировались среди романского большинства. Что касается романизированных тюрков, то к ним относились сюны/ хуны/ уну, которые еще во II тысячелетии до н.э. жили среди романцев [Закиев М.З., 2003, 112-114]. В III тыс. до н.э. недалеко от города Виши Франции жили тюркоязычные племена, которые оставили там так называемые глозельские тюркские надписи [Закиев М.З., 2008, 164].
На Апеннинском полуострове в I тыс. до. н.э. тюркоязычные этруски обладали высокой цивилизацией, внесли огромный вклад в культурное развитие этого региона, но из-за малочисленности растворились в латино-римком этносе.
Территории, где в течение нескольких тысяч лет жили и сейчас живут славяноязычные племена и народы, относятся к славянским регионам. Здесь они размножались и ассимилировали многих тюрков, финно-угров и других неславянских племен.
Терртории, где в течение последних тысячелетий жили и сейчас живут тюркоязычные племена и народы, относятся к тюркским регионам. В результате размножения тюрков и ассимилияции ими других нетюркских племен еще в IV тыс. до н.э. преимщуственно тюркскими стали следующие регионы: Северо-Восточная Сибирь (Якутия и ее окрестности), Юго-Восточная Сибирь (Республика Тыва и ее окрестности), Юго-Западная Сибирь (Алтайский край), Западная Сибирь, Уйгурская часть Центральной Азии, Средняя, Передняя, Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа. Но в результате агрессии монголо-татарских завоевателей сплоченность тюрков значительно ослабла, что привело к тому, что некоторые тюркские регионы постепенно становились нетюркскими.
Исходя из этнонимов предков тюрков, мы можем установить, какие же тюркоязычные племена жили и живут в этих тюркских регионах.
Лингвоархеологические исследования древних тюркских этнонимов показывают, что в этих этнонимах выделяются первичные – самые древние этнонимы и более поздние вторичные, третичные этнонимы.
Первичные тюркские этнонимы были весьма многочисленными, но зафиксированные в исторических источниках или сохранившиеся в прежних или современных названиях тюркоязычных народов в начале статьи мы уже перечислили. Повторим их здесь:
1) ар/ир ‘люди, мужчины’,
2) сак/сака ‘молодые, дети(?);
3) ас/алан ‘молодые, сыновья’,
4) сюн /hyн/хунны ‘люди, человек’,
5) бай, бек, би/пи ‘богатые’,
6) мин/ мен/ми, ‘умные, мы’ и т.д.
По мере размножения и распространения по белому свету племен, носивших эти первичные этнонимы, для наименования новых родственных племен образовывались новые этнонимы путем уточнения значения первичных при помощи различных определений. Например, часть племен, носивших этноним ар/ир ’люди, мужчины’, если оказывалась в горной местности, то ее называли дагар/тохар, если же ее жизнь была связана с водой, рекой, то называли субар/суар ‘водные, речные люди’ и т.д. Кстати, субары/суары зафиксированы в источниках IV-III тыс. до н.э. в верхнем течении реки Тигр.
Иногда новые этнонимы образовывались при помощи аффикса –ды/-лы. Например, сакады/сакалы, который в результате частого применения принял форму скъдъ (тюрк. сыкыды). В результате замены [д] звуком [ф] в старорусском языке скъдъ сейчас в русском языке произносится как скиф.
Исторические источники свидетельствуют, что племена, которые были предками современных тюркских народов, в том числе и современных татар, носили эти древнетюркские этнонимы в тех же регионах, где они жили в древности и сейчас живут.
1. Племена, этнонимы которых содержат слово ар/ир, были распространены во всех тюркских регионах Евразии.
Среди предков татар были знаменитые племена — народы биар ‘богатые эры’, которые еще в начале н.э. создали самую богатую страну в Евразии — Биарм ‘Мой Биар’. Они по-другому назывались бек-ар/бегер/бигер в том же значении ‘богатые люди’. Удмурты и сейчас продолжают называть татар бигерами. Диалектное их название было биля-ар /биляр ‘люди владеющие богатством’, этот этноним стал названием их столицы Биляр, который в V-VI вв. н.э. (может быть и раньше) считался самым крупным, богатым и культурным городом в Евразии.
Племена, этнонимы которых содержат древнетюркский первичный этноним ар/ир ‘люди, мужчины’ жили еще в Малой Азии под названием тавр, тюрк, в Передней Азии – субар/сумер/шумер, в Средней Азии– ар/ир, сакар, окар/огур, уйгур, тохар, суар-ас-м/суар-асм/хорезм, гандар/хандыар/ханлыар, в Центральной Азии – татар, шор/суар, в Восточной Европе – биар,булгар, мишар, џоногур, суар, в Западной Сибири – сабир, сибир, на Кавказе – балкар, азар, гугар, на Балканах – акацир, трак/ту-ар-ок.
Первым государством, созданным племенами субар/сумер еще в V–IV тыс. до н.э., было государство сумеров/шумеров, гегемония которого, по-видимому, была распросранена по всем тюркским регионам.
2. Еще в III-II тыс. до н.э. во многих регионах Евразии оставили свои следы племена, носившие этнонимы, образованные на основе сак/ сака ‘род, племя, дети’, сакады/ съкъдъ/скълы ‘племена, имеющие в своем составе саков’. Так, в Урало-Поволжье у предков татар этноним сак сохранился в слове кыусак>кыфсак>кыпчак ‘белые саки’, а в Казахстане — в этнониме кыусак>косак>казах ‘светлые саки’, в Средней Азии в этнониме согды, сугдак, в этнониме сакар ‘сакские люди’ (часть туркмен), в Северо-Восточной Сибири в этнониме саха ‘якут’, в Юго-Восточной Сибири в этнониме сагай ‘часть хакасов’, и в этнониме хакас<сак-ас и т.д.
А племена, носившие этноним сакады / съкъъды/скълы (рус. скиф) занимали еще более обширные регионы Евразии.
3. Еще в III-II тыс. до н.э. во многих регионах Евразии оставили свои следы племена ас ’сын, молодой’. На Средней Волге они построили город Аслы, разрушенный до основания монголо-татарскими завоевателями. Здесь с древнейших времен зафиксированы племена суас ’водные асы’ и бортас ’асы, занимающиеся бортничеством’. Еще в 16 в. предки татар называли себя суас, марийцы и сегодня называют татар суасами. Среди булгар асы занимали значительное место, ногайцы формировались в основном из асов.
Асское государство процветало на территории Туркменистана, название города Асхабад/Ашгабад также содержит этот этноним. Здесь же еще в IV-III тыс. до н.э. сформировался племенной союз хорасмийцев. Этноним һуарасм /хорасм/хорезм также содержит слово ас: хорасм<суар-ас–м ’мой Суарас’.
4. Во II–I тысячелетиях до н.э. во многих регионах Евразии зафиксированы тюркские племена под названием сюн и в результате чередования [с↔h] оно вошло в историю как џун/џунну/хуны/гуны. Самый заметный след сюны оставили в Урало-Поволжье: здесь течет река Сөн/Сюн и многие деревни носят имя Сүн/Сун. Этот этноним сохранился и в топониме ку-сан/косан ‘белые сюны/белые хунны’. Ко/ку — это тюркские слово со значением ‘светлый, белый’.
В различных диалектных окружениях тюрков это название звучало по-разному: Кусан, Косан, Касан, Казан, Кошан, Кушан, Хушан и т.д. В русской научной литературе принята форма кушан.
В первых русских летописях название города Казани зафиксировано как Кусян, позже оно приняло форму Косан, иногда Кошан. Позже в русском произношении оно звучало как Казань, а татарами до сих пор произносится как Козан, пишется Казан. В исторической науке более или менее подробно, изучены среднеазиатские кусаны/кушаны. Есть сведения, что кусаны ’белые сюны’ вместе с усунями (ас–сюнами) ’асскими сюнами’ пришли в Среднюю Азию во II в. до н. э. с севера, и совместно с тохарами (с горными людьми) приняли участие в разгроме Греко-Бактрийского царства и в освобождении тюркоязычных бактров (бакты эр ’люди, имеющие сады’) от греков, насажденных туда А.Македонским в IV в. до н.э. Кусаны и усуни действительно жили в Урало-Поволжье, их следы сохранились в топонимах Косан и Усюн (Өсөн). О приходе кусанов и усуней с северных широт свидетельствует и тот факт, что они были белолицыми, белокурыми. Все эти факты говорят о том, что в Урало-Поволжье еще 2500 лет тому назад жили очень сильные и организованные в племенной союз косаны ’белые сюны’ и усуни/ас–сюны ’асские сюны’, которые во II в. до н.э. были в состоянии выслать могучую армию для освобождения бактров от греческих завоевателей [Закиев М.З., 2008, 276-283].
Для нас имеет значение и то, что кроме нашей Казани (Касан) еще один город, а именно город в Ферганской долине, носит название Касан, он также заложен кусанами/косанами. Рядом с городом Казан на Средней Волге течет река Казан-су и рядом с городом Касан в Ферганской долине — река Касан-сай.
В Средней Азии вместо Греко-Бактрийского царства во II в. до н.э. было создано Кушанское государство, которое в I–II вв. н. э. переросло в огромную среднеазиатско-индийскую империю, по нашему убеждению, она включала в свою гегемонию и Поволжье.
5. Во многих тюркских регионах Евразии еще до н.э. жили тюркские племена, носившие этнонимы со значением богатые. В Урало-Поволжье — бай (бђк/бик/бей/би/пи) ’богатые’ (о них уже было сказано выше в связи с этнонимами бигер/биляр). В Средней Азии этноним со значением ‘богатые’ звучал как барды/парды.
Слово барды/парды образовано от корня бар/пар ’есть, достаток’ при помощи аффикса –лы/–ды; в огузских языках в значении ‘богатый’ применяется барлы/варлы, у них в этом значении слово бай/пи не употребляется. Этноним барды/парды только в русском языке принят как парфы/парфяне, ибо звук [д↔th] в древнерусском языке передавался через [ф]. В других языках парды/барды принят в исконной форме, так, даже в английском языке парды во мн.числе звучит как Parthians.
Парды в середине III в. до н.э. на юге и юго-востоке Каспийского моря создали мощную империю, которая охватывала обширные области от Месопотамии до границ Индии. Парды вместе с хорезмийцами (hуар+асами) распространили свою гегемонию в регионы Прикамья и Кавказа. От них в Прикамье остались племена барды, которые сейчас называются барды татарлары или барды башкортлары, в Азербайджане был цивилизованный город Барды, в настоящее время имеется Бардынский район, название которой по ошибке возводится к арабскому Бердаа.
Племена бай/би/бек до н.э. зафиксированы в этнониме каспи, который состоит из пи ’богатые’ и определения кас ’скалистые горы’, каспи ’богатые люди скалистых гор’.
6. В некоторых регионах Евразии были распространены племена с этнонимом мин/мән. Племена мин занимают значительное место среди башкир и в настоящее время. Мы наблюдаем его применение также в составе вторичных, третичных этнонимов тюркмен, куман, караман, сарылымин, сарымән (сарман). В древности мин применялся и как ми. Ми с аффиксом -де/-ле в виде миде называл часть азербайджанцев, они имели страну Мидию.
В традиционной исторической науке считают, что из вышеперечисленных племен-народов в тюркоязычных регионах сначала проживало одно племя, затем пришло другое и в беспощадных (обычно придуманных учеными) сражениях уничтожило предыдущее племя и заняло его территорию. Позже пришли якобы другие племена и таким же образом заняли территорию предыдущих. Такое представление не соответствует действительности.
В действительности все вышеперечисленные тюркские племена жили одновременно вперемежку, возможно, среди них были и нетюркоязычные. Господствующими становились то одни, то другие, в результате чего менялись их общие наименования. Подобное мнение было высказано еще в XIX в. Так, датский историк П.Ф. Сум еще в XIX в. обратил внимание на то, что в тюркских регионах состав тюркских племен в течение многих веков оставался неизменным, менялись лишь их общие наименования в результате того, что одно племя брало перевес над другим, например, скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, куманы, болгары, татары – суть общие имена, которые следовали одно за другим [Сум П.Ф., 1846, «О хазарах», с. 15].
Исходя из всесторонних конкретных лингвоархеологических исследований древних этнонимов, можно установить следующую историческую очередность тюркских господствующих племен, которым удавалось создать племенные объединения или даже государства.

№ примерное время существования древние тюрские племена, создавшие государства. Тюркские предки татар
1 V –III тыс. до н.э. Ар/ир,субар/сумер/шумер, сабир, тавр, тохар

2 XII– V вв.до н.э. сак/сака, сакалы/скъдъ (рус. скиф)

3 V–III вв.до н.э. ас, суас, суарас/џуарасм (хорезм), алан (сармат)
4 III в. до н.э.–II в. н.э. парды (рус. парфян), биар (биляр, барды)
5 II– VI вв.
н.э. сюн/џөн/хунны, кусюн/косан/кушан/казан
6 VI–VIII вв.н.э. биар/бигер (Биарм/Биармия)

7 VIII–XIV вв.н.э. булгар, (мишар, косан) ( в составе Золотой Орды)
8 XIV–XVI вв.н.э. косан/ Казанское ханство (сначала в составе Золотой Орды)
9 С XVI в. до
Наст. Вр. Русское государство, в его составе с 1920 года Татарстан (народ: татары)

Литература:
1. Бушков А., 2002. Россия, в которой не было загадайки, версии, гипотезы.- М.: “Олма-Пресс”.- 607 с.
2. Закиев М.З. 2003. Происхождение тюрков и татар. – М.: “Инсан”.- 496 с.
3. Закиев М.З., 2008. История татарского народа (Этнические корни, формирование и развитие). – М.: “Инсан”.- 559 с.
4. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М., 1993. О происхождении тюркских народов. – Черкесск. – 140 с.
5. Севостьянова О.И., 1972. Северное Причерноморье в классический период // История Древней Греции. Изд. II., Москва.
6. Сум П.Ф., 1846. Исторические рассуждения о происхождении народов, населявших в средние века Польшу, Россию и земли между Каспийским и Черным морем, а также Европейскую Турцию на севере от Дуная.- М., Часть «О хазарах».
7. Ercilasun Ahmet Bican (Ankara). Turkcenin en eski komşuları birinci turkoloji kurultayın 80 yıllık yubileyine hazr olunmuş beynilxalk elmi konferansın materialları. (Baku – 23-25 may 2006).- Baku 2007. s.55-73
8. Zeki Velidi Togan. Umumi Turk Tarihine giriş. 3 baskı. – İstanbul, 1981. – 538 s.
9. Zekiyev Mirfatih. Turklerin ve Tatarların kokeni. – İstanbul, Selenge Yayınları, 2006. – 512 s.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s