Потомки древнего коренного населения Кавказа

Потомки древнего коренного населения Кавказа
Март 19, 2012 http://lezgistan.tv/respublika-talysh/potomki-drevnego-korennogo-naseleniya-kavkaza/
Талыши́ (самоназвание толыш) — народ являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, проживающий в юго-восточной части современного Азербайджана (юго-восток Азербайджанской Республики и северо-западе Ирана). В начале XIX века Талышское ханство (основано в XVII веке) вошло в состав Российской империи.
Общая численность: Официально в мире около 200 тысяч, по другим данным более 500 тысяч
Расселение: Азербайджан по переписи 1999 года 76,800
Язык: талышский
Религия:мусульмане-шииты и мусульмане-сунниты
Язык — талышский. Принадлежит к индоевропейской языковой семье.
В 1928 на основе латинской графики была создана талышская письменность. В конце 1920—30-х годах в Ленкорани на талышском языке издавалось 19 печатных изданий. В конце 30-х годов издание периодики на талышском языке было прекращено. Периодическая печать и литература сейчас издаются только на азербайджанском языке, который является также языком школы и внесемейного общения. Талышский язык выполняет в основном функции языка семейного общения; практически все талыши двуязычны. Большинство талышей Азербайджана владеют азербайджанским, в Иране — персидским и отчасти азербайджанским языком. По религии южные талыши — мусульмане-сунниты, приверженцы суфийского ордена накшбанди. Северные — мусульмане-шииты.
Территория и расселение
На территории Азербайджанской республики, талыши сосредоточены главным образом в Ленкоранском, Лерикском, Массалинском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Согласно Талышскому культурному центру в Ленкорани, в Масаллы талышей 60 %, в Ленкорани только две деревни являются тюркскими, Астара полностью талышская (однако по данным Ираники в Астаре живет как талышское, так и тюркское население), в Лерике также тюркскими являются только две деревни. Согласно данным А. А. Измайловой, зав. отделом этнографии Музея Истории Азербайджана АН Азербайджана, талыши проживают в Астаринском, Ленкоранском, Лерикском, и юго-восточной части Масаллинского района, а в западной части Лерикского района, в Ярдымлинском и северо-западной половине Масаллинского района проживают азербайджанцы. Селения, расположенные на границе расселения талышей и азербайджанцев, имеют смешанное население.
В Иране, как и Азербайджане, талыши ассимилируются с азербайджанцами. Так, в иранской Астаре до земельной реформы крупными землевладельцами были Ханы Намина, талышского происхождения, которые издавно были тюркофонами. Население иранского города Астары состоит по большой части из тюркоязычных шиитов, часть из которых являются эмигрантами из Советского Азербайджана. В настоящее время Астаринский регион в Иране является наиболее тюркизированной частью Иранской Талышской зоны.
Ранее территория расселения талышей была обширнее и доходила, как показывают данные топонимики, до Ардебиля
Демография
Согласно переписи 1897 года в Российской империи проживало 35 219 талышей. Согласно официальным данным Азербайджана, число талышей в этой стране 76.800 человек, то есть примерно столько же, сколько зафиксировано переписями 1920-х годов. Однако эти данные ставятся под сомнение независимыми наблюдателями. Общее число талышей в Азербайджане определяют от 200 до 400 тысяч и даже в 500 тысяч человек. Получение точных статистических данных затруднено из-за отсутствия достоверных источников, смешанных браков и падения знания талышского языка. Хотя талыши угнетены нищетой, безработицей, отсутствием базовой инфраструктуры, такой как электричество, у них высокий уровень рождаемости и, таким образом, их доля в азербайджанском населении будет расти.
Данные по Ирану (112 тыс. человек) также считаются заниженными, и нередкая оценка численности иранских талышей также достигает 500 тыс. Армянский иранист Гарник Асатрян оценивает численность талышей в 2 миллиона: миллион в Азербайджане и миллион в Иране.
Национальные особенности
Раньше талыши, живущие в горных районах, жили в домах с плоскими крышами, построенных из камня. Талыши прибрежных районов жили в глинобитных домах с крышами из тростника и осоки. Наиболее распространённый традиционный тип жилища — срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в XX веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), — место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь. В традиционном талышском доме двери очень высокие, до потолка, чтобы через них мог выходить дым от очага. Во времена СССР распростанение получили двухэтажные дома, с низкими потолками на первом этаже (в Советском Союзе двухэтажные дома считались роскошью, поэтому талыши выдавали первый этаж за подвал). Традиционная одежда сходна с азербайджанской. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины — рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь. В пищу вместо хлеба употребляли круто сваренный рис. Для традиционного быта характерны патриархальные институты (взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство). Фольклор в основном азербайджанский, сохраняются талышские свадебные и трудовые песни.
Критика правительства Азербайджана
Лидеры талышского национального движения считают недостаточным меры, принимаемые правительством Азербайджана для сохранения талышской идентичности, и обвиняют официальный Баку в проведении политики сознательной тюркизации талышей. Талышский язык преподается два раза в неделю с первого по четвертый класс в качестве факультативного предмета, и то лишь в нескольких школах, в большистве же школ региона талышский язык не преподается вообще. Учителей талышского не готовят ни в одном вузе страны. Отсутствие полноценной системы образования на языке уже привело к тому, что молодежь, в особенности городская, практически не знает родного языка. ОБСЕ также отмечает репрессии в отношении талышской идентичности. В качестве примера приводится следующий случай: в школу в Лерике хотели пригласить поэта из Ленкорани на встречу с детьми; но директору было сказано, что он в таком случае будет уволен. Утверждается, что сейчас в Талыше практически все управленческие посты занимают назначенцы из других регионов, прежде всего из Нахичевани. Талышские земли массово скупаются, происходит массовое переселение в Талыш азербайджанцев и курдов — беженцев из занятых армянами районов Нагорного Карабаха. При этом сами жители талышских районов вынуждены покидать родину в приисках работы и уезжать в Баку и Россию. По словам главы талышской диаспоры Москвы Исмаила Шабанова, «Только в Ленкорань переселилось около пяти тысяч (курдов), в села — по 500—1000 человек. Местным жителям создаются невыносимые условия: люди не могут купить землю, открыть бизнес. На каждый чих талыши должны получать разрешение в Баку, а для пришлых действует режим наибольшего благоприятствования. Из региона уехала вся молодежь». Все это, по мнению талышских национальных деятелей, грозит привести к тому, что в скором времени талыши (составляющие ныне более 75 % в талышских районах) превратятся в меньшинство или ассимилируют, «и проблема будет закрыта» Представители талышского региона в официальных органах Баку отрицают утверждения о дискриминации талышей. По их словам, в Талыше продолжается процесс ассимиляции талышей азербайджанцами, но он носит добровольный характер и не противоречит сохранению языка и культуры. Согласно депутату азербайджанского парламента Ахаду Абыеву «сегодня даже нет необходимости в утверждении с чьей-либо стороны о том, что он является талышом. Когда в южном регионе спрашивают о национальности любого человека, он с гордостью заявляет, что он азербайджанец». В азербайджанских учебниках почти не упоминается о талышах (слово «талышский» (язык,ханство,кухня и т.д.) заменяется на «ленкоранский»), а СМИ пропагандируют » неполноценность» талышского народа. Таким образом «программируя» талышскую молодежь на ассимиляцию, власти «заботятся» о том чтобы талыши называли себя азербайджанцами.
Репрессии против талышских деятелей
Официальный Баку обвиняет талышское национальное движение в сепаратизме и связях с Арменией и Ираном, рассматриваемыми как враги Азербайджана. Против деятелей талышского движения проводятся репрессии.
С декабря 2007 г. по 24 июня 2008 г. в Баку проходил суд над ученым-филологом, главным редактором газеты «Талыш Сядо»)(«Голос талыша») Новрузали Мамедовым и ответственным секретарем газеты Эльманом Гулиевым. Мамедов и Гулиев считались представителями наиболее умеренного крыла талышского движени и подвергались жесткой критике за свой лоялизм со стороны более радикальных талышских деятелей (как например Фахраддин Абасзода). Тем не менее, он был арестован Министерством национальной безопасности в феврале 2007 г. по обвинению в шпионаже в пользу Ирана, а так как он категорически отвергал обвинение — оно было переквалифицировано в «измену Родине посредством помощи Ирану в его враждебной деятельности». Обвинительное заключение включало такие обвинения, как передача спецслужбам Ирана характеристики на сотрудников газеты; обращения в международные организации (ООН, ОБСЕ и т. д.) о нарушении прав национальных меньшинств и формировании отрицательного имиджа Азербайджана с целью, якобы, создания автономии для талышей; пропаганда талышских национальных ценностей под прикрытием пропаганды спорта; обращение в Общественное Телевидение с целью открытия передач на языке талышей; регистрация в Министерстве Юстиции Талышского Культурного Центра и газеты «Толыщи Сядо»; сотрудничество с зарубежными исследователями и написание, на основе полученных в местах компактного проживания талышей разведанных данных, научных трудов. На суде к этим обвинениям добавились также опубликованные в газете материалы, утверждавшие талышскую национальность Низами и Бабека (официально считающихся в Азербайджане азербайджанцами), а также постулирующих приход тюрок в Закавказье в III в. н. э. Выступая с последним словом, Новрузали Мамедов категорически отверг обвинения в государственной измене и заявил: «Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я талыш». Суд приговорил Мамедова к 10, а «раскаявшегося» и признавшегося в шпионской деятельности Гулиева — к 6 годам тюрьмы. Азербайджанские правозащитные организации признали Мамедова политическим заключенным.
Талышские национальные деятели восприняли процесс Мамедова, как предупреждение со стороны властей. Во время следствия над Мамедовым, Азербайджан после «бесед» в Министерстве национальной безопасности вынужденно покинул талышский правозащитник, специалист в области международного права Атахан Абилов. Абилов до 1997 г. преподавал в в Бакинском государственном университете, но затем был отстранен от занимаемой должности с формулировкой: «принимая во внимание участие в мероприятиях, направленных против государственности и территориальной целостности Азербайджанской Республики». 10 лет спустя ему было прямо заявлено, что власти не намерены терпеть его в качестве сотрудника НПО и предложен выбор: отъезд или тюремное заключение. По данным журналистки Яны Амелиной, «в России и Европе немало таких вынужденных эмигрантов-талышей».
Тогда же против Ф.Аббасзода было возбуждено уголовное дело по обвинению в разжигании межнациональной розни. Поводом послужила публикация в газете «Шавныште» заявления правления Талышского национального движения с протестом против переименования талышского села «Озибижон», которому якобы по просьбе жителей было присвоено тюркское название «Гюнешли». По утверждению сотрудников газеты, правительственные чиновники в частных разговорах открыто грозятся «посадить» Фахраддина Абасзоды в любом случае.
Известные талыши
Шейх Захид Гилани — религиозный деятель и просветитель средневековья
Зульфугар Ахмедзаде — талышский поэт и общественный деятель
Ази Асланов — советский военачальник, генерал-майор, герой Сталинградской битвы, дважды Герой Советского Союза.
Гумматов, Альакрам Алекпер оглы — талышский политический деятель, президент Талыш-Муганской автономной Республики(1993 год), председатель Талышского Национального Движения
Гилал Мамедов — талышский политический деятель, основатель и председатель Талышскую Народную Партию, председатель Комитета защиты прав профессора Новрузали Мамедова
Фахраддин Абосзода (Аббасов) — талышский ученый и общественный деятель, редактор газеты «Шавнышт»
Новрузали Мамедов — талышский ученый и общественный деятель, редактор газеты «Толыши сядо», политический заключённый.
Али Насир — талышский поэт
Атахан Абилов — юрист-международник, правозащитник, известный талышский деятель
Намик Азимов — адвокат, Президент Всероссийского Фонда Возрождения талышской культуры
Исмаил Шабанов — лидер Общественной организации «Талышская диаспора»
Махмуд Ахмадинежад — президент Ирана
Ахад Мухтар (Ахадулла Ганбаров) — талышский поэт и переводчик
Фамил Джафаров — талышский религиозный и общественный деятель, руководитель духовного управления мусульман-шиитов РФ
Исраил Мамедов — народный поэт Талыша, получивший прозвище «Талышский соловей»

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s