Доклад в Европарламенте по лезгинам

http://flnka.ru/aktualnoe/print:page,1,4137-doklad-v-evroparlamente-po-lezginam.html
1.10.2013

Франсуа Альфонси
С 27 августа по 1 сентября 2013 года Организация непредставленных народов (ОНН) совершила поисковую миссию в Дагестан (Россия) и Азербайджан. В миссии участвовали депутаты Европейского и Фламандского Парламента, журналисты и ученые. Миссия осуществлялась с целью объективной оценки политической ситуации этнических и религиозных меньшинств в контексте предстоящих президентских выборов в Азербайджане.

В сентябре ОНН в сотрудничестве с Офисом депутата Европарламента Франсуа Альфонси представила в Европейском Парламенте Доклад поисковой миссии по проблемам этнических и религиозных групп в Дагестане и Азербайджане.
В стенах Европарламента на пресс-конференции, посвященной презентации Доклада выступали: Председатель Интергруппы по традиционным меньшинствам, национальным сообществам и языкам Франсуа Альфонси, Генеральный секретарь Организации непредставленных народов Марино Буздачин, Президент ФЛНКА Ариф Керимов, Руководитель Программы ОНН Мод Ванвалегем, депутат Европейского парламента Ксаба Согор, депутат Парламента Фламандии Фиенти Моерман, профессор Брюссельского университета Од Мерлин.
Доклад поисковой миссии направлен на то, чтобы предоставить государственным и политическим деятелям Европы, ОБСЕ, Организации объединенных наций объективную информацию и свидетельские показания относительно перспектив для соблюдения прав меньшинств, демократии и главенства закона в Азербайджане.
Как заявили докладчики, лезгинский народ, один из коренных народов Кавказа, также как и другие уязвимые группы населения страдают от многочисленных проблем, связанных с сохранением и защитой их культуры и языков, политического давления и недостаточной представленности в государственных структурах.
В Азербайджане они подвергаются преследованиям и страдают от отсутствия прав, что еще больше подтвердилось увеличившимся количеством нападок на гражданское общество в преддверии президентских выборов, представители лезгинского народа и активисты стали подвергаться арестам на основе ложных обвинений.
В конференции были приняты рекомендации Руководству Европарламента, ОБСЕ, Совету Европы, европейским политическим партиям и международным правозащитным организациям, в компетенции которых находится защита прав человека, развитие гражданского общества, защита прав меньшинств, а также международным наблюдателям, участвующим в судебных процессах и других юридических процедурах в Азербайджане.
Далее мы предлагаем читателям ознакомиться с переводом текста Доклада на русский язык.

Демократия и права меньшинств в Азербайджане
Проблемы лезгинского народа

Отчет о поисковой миссии в Дагестане (Российская Федерация) и Азербайджане

Сентябрь 2013 года
Copyright © 2013 ОНН
Все права сохранены
Дезайн Петро Бруни
Подготовлено ОНН (Мод Ванваллегхем, Джероен Зандберг, Эндрю Свон)
Сентябрь 2013 года, Брюссель
РЕЗЮМЕ
После распада Советского Союза и в преддверии войны в Чечне граница между Азербайджаном и Россией была закрыта. Лезгинский народ, являющийся коренным на Кавказе был разделен границей между двумя государствами. Поисковая миссия в Дагестане и Азербайджане была направлена на изучение ситуации лезгинского народа и других этнических и религиозных групп в свете приближающихся президентских выборов в Азербайджане, намеченных на 9 октября 2013 года.
Политическое представительство, социально-экономические условия, а также культура и язык были основной тематикой для сбора информации и свидетельских показаний, осуществляемых поисковой миссией.
Из-за политического устройства и географического положения в Республике Дагестан лезгины не являются основными получателями при распределении богатств и ресурсов. И хотя 14 национальностей официально признаны и обеспечены защитой прав в Дагестане, отсутствие квот на официальные государственные посты и неписанные правила относительно представительства в госорганах отдельных национальностей приводят к недостаточному политическому представительству лезгин. Защита и поддержка национальных языков обеспечивается районными администрациями, которые пытаются активизировать использование местных языков. Доминирование русского языка в культуре направлено на поддержание взаимосвязи между различными этническими группами. Судьба изгнанных жителей бывших российских анклавов в Азербайджане, таких как Храх-Уба, продолжает вызывать опасения.
Анализ той же самой тематики и тех же этнических групп, находящихся по другую сторону границы в Азербайджане, вызывает серьезные опасения. Там у лезгин нет никакой возможности выражать свою этническую идентичность, будь то культура, политика или бизнес. Центральное правительство не делает инвестиций ни в инфраструктуру, ни в экономику регионов компактного проживания лезгин, таким образом способствуя еще большей разделенности и ассимиляции этой этнической группы людей. Образование на лезгинском языке почти не ведется, и в целом не существует никаких других инициатив, направленных на сохранение лезгинского языка. В преддверии президентских выборов увеличилось количество произвольных арестов по ложным обвинениям, в основном посредством подбрасывания наркотиков, среди этнических диссидентов. Лезгины недостаточно представлены на местном, региональном и правительственном уровне.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Используемая миссией методология
Обзор политической ситуации в Азербайджане
Политическая ситуация
Приход Алиева к власти и выборы 2003 года
Выборы 2013 года
Прозрачность и коррупция
Права человека
Свобода прессы
Политические заключенные
Свобода собраний
Права меньшинств
Взаимоотношения Евросоюз-Азербайджан
История лезгинского народа
Результаты миссии

I. Политический климат
a. История вопроса
b. Предствленность
c. Гражданское общество
d. Главенство закона

II. Социально-экономические условия
a. Переселение
b. Экономический климат

III. Культура и язык
a. Лезгинские культурные традиции
b. Культурная политика в Дагестане
c. Культура лезгин в Азербайджане

Заключение
Приложения
Делегаты миссии
Введение
Во время недавнего визита в Брюссель депутаты Европейского Парламента, официальные должностные лица Европы, политические советники и другие европейские активисты постоянно информировали Организацию Непредставленных Народов (ОНН) о том, что они вообще не знали о существовании лезгинского народа. На самом деле многие вообще никогда не слышали об этой проживающей на Кавказе этнической группе и ее сложных проблемах, связанных с разделенностью государственной границей между Россией и Азербайджаном.
Как таковые многие нарушения прав лезгин и других этнических меньшинств Кавказа оставались незамеченными Европейским Союзом, который стремится к установлению более тесных отношений с Азербайджаном.
Из-за приближающихся президентских выборов в Азербайджане, в результате которых власть семьи Алиевых, находящихся у власти с 60х годов прошлого века, скорее всего будет продлена, 2013 год является очень важным годом для тех, кто ценит права человека и демократию в Азербайджане и на Северном Кавказе.
С момента своего основания ОНН проводит поисковые миссии в различные страны в критические для них времена, как например, среди многих других в 1991 году в Абхазии и в 1994 году в Руанде, с целью оценки ситуации с соблюдением прав различных этнических и религиозных групп. Основываясь на экспертизе и в координации с Федеральной лезгинской национально-культурной автономией (ФЛНКА), ОНН осуществила миссию в Дагестане и Азербайджане, направленную на сбор фактов с целью информирования политических деятелей, активистов и ученых о ситуации лезгинского народа в Азербайджане и Дагестане.
В свете приближающихся президентских выборов время проведение миссии является особенно актуальным, учитывая также усилившиеся нападки в Азербайджане на представителей гражданского общества, включая произвольные аресты родственников руководящего состава ФЛНКА.
Используемая миссией методология
Поисковая миссия состояла из девяти человек, включая ученых, юристов, депутатов парламента, представителей средств массовой информации и неправительственных организаций.
Участники миссии, многие из которых имели несколько лет опыта проведения исследований в Кавказском регионе, а также опыт проведения поисковых миссий в районах конфликтов и знания из первых рук вопросов, связанных с разделением нацменьшинств государственными границами, внесли значительный вклад в работу миссии.
Перед отъездом ОНН познакомил участников миссии с ситуацией в Дагестане и Азербайджане, включая вопросы безопасности и национальной культуры. Кроме того, перед отправкой поисковой миссии были организованы встречи для ознакомления ее участников с политическими, культурными и социально-экономическими вопросами, касающимися лезгин в Дагестане и Азербайджане.
В течение трех дней в Дагестане проводились интервью с представителями региональных и городских властей, членами ФЛНКА, переселенными жителями из лезгинских селений Азербайджана и представителями лезгинских ученых, деятелей культуры и средств массовой информации. В течение последующих двух дней встречи проводились уже в Азербайджане с представителями лезгинских общин, активистами гражданского общества и адвокатами лезгин, содержащихся в азербайджанских тюрьмах.
Для проведения сравнительного анализа интервью проводились в городских и сельских местностях Азербайджана: в Кусарском районе и Баку, а в Дагестане: в Махачкале, Дербенте и Сулейман-Стальском районе. Миссия перемещалась на автомобилях, что давало ей возможность видеть и оценивать физическое окружение, в котором проживает лезгинское население. Кроме того, члены команды, находящиеся на миссии, могли обсуждать в дороге свои наблюдения от встреч и определять области для дальнейшего исследования ситуации.
Для того, чтобы обеспечить безопасность интервьюируемых и транспорантность миссии в целом, для встреч с интервьюерами выбирались общественные места и при проведении записей и видео съемок интервьюируемые заранее информировались об этом. Они могли в любой момент по своему желанию прекратить давать интервью.
Таким образом, данный доклад, основанный на предварительном исследовании миссии, в основном является записью проведенных с представителями лезгинского народа интервью и выражает их страхи и озабоченность существующими проблемами.

1 Москва
Встреча с представителями ФЛНКА и Президентом Талышского движения в Азербайджане
Московский аэропорт • 27/08/13

2 Махачкала
Пресс-конференция с жителями Храх-Убы, лидерами общины и лезгинского гражданского общества
Отель Лорд • 28/08/13

3 Дербент
Встреча с Мэром города Дербента –
визит в местную синагогу и мечеть
Мэрия города • 28/08/13

4 Касумкент
Встреча с Главой Администрации Сулейман-Стальского района
Здание районной администрации • 29/08/13

5 Новый-аул
Встреча с жителями Храх-Убы
Здание администрации аула • 29/08/13

6 Кусары
Встреча с лезгинскими активистами и представителями меньшинств (талышей).
CENTRAL QUSAR • 30/08/13

7 Баку
Встреча с лезгинскими активистами
CASPIAN PLAZA HOTEL • 30/08/13

Встреча с Хадижей Исмаиловой
CENTRAL BAKU • 30/08/13

Встреча с азербайджанскими и лезгинскими юристами
CASPIAN PLAZA HOTEL • 31/08/13
Обзор политической ситуации в Азербайджане
9 октября 2013 года, граждане Азербайджана пойдут на избирательные участки, чтобы выбрать мужчину или женщину, который/ая, будет руководить ими в течение последующих пяти лет. Скорее всего на пост Президента вновь будет переизбран Ильхам Алиев. В октябре исполнится 10 лет с момента передачи власти отца сыну; это важная веха в новейшей истории этой страны. Во время президентства Алиева Азербайджан еще больше приблизился к Европе и на основе богатства природных ресурсов достиг экономического роста. В то же время Алиев не раз подвергался критике за авторитарный стиль правления, коррупцию и несоблюдение прав человека.
Судя по установившимся связям Азербайджана с Европейским Союзом посредством различных каналов, включая Восточное Партнерство, Соглашение о сотрудничестве между ЕС- Азербайджаном, организацией Европейской добрососедской политики, различными программами помощи Евросоюза, Парламентской Ассамблеи Евронест, становится ясно, что Азербайджан представляет все растущую значимость и интерес для политических деятелей Евросоюза. Имея все это в виду, и предстоящие выборы, и десятилетие власти Алиева дает хорошую возможность объективно оценить тот прогресс, который был сделан Азербайджаном за последние годы, как в целом, так и в отношении тех идеалов, на которых был построен Евросоюз, а именно «уважение достоинства своих граждан, свобода, демократия, равенство, главенство закона и уважение прав человека».
Азербайджан часто представляется как первое демократическое и одновременно светское мусульманское государство в мире. Недолго просуществовавшая Азербайджанская демократическая республика (1918-1020) дала женщинам право голоса, таким образом, опередив западные страны, включая Великобританию и США. Ее Конституция гарантировала «всем своим гражданам полные гражданские и политические права, независимо от национальной принадлежности, религии, общественного класса, профессии или пола» и «стимулировала свободное развитие всех национальностей, населяющих республику». Скоро это прогрессивное государство было поглощено Советским Союзом, и только в 1991 году вновь обретет свою независимость. Длившееся 71 год авторитарное советское правление оставило глубокий след в политике Азербайджана, но семья Алиевых почти постоянно с 1969 года смотрела на запад и особенно в направлении Европы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Приход Алиева к власти и выборы 2003 года
Здоровье Президента Гейдара Алиева к 2003 году постепенно ухудшалось, что подтвердилось обмороком на телевидении в апреле 2003 года. Алиев начал готовить приемника – своего сына Ильхама, чтобы передать ему свой пост, назначив его Премьер Министром за два месяца до выборов в октябре 2003 года, во время которых он сделал его единственным кандидатом от правящей партии. В 1994 году отец назначил сына Вице-президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR), а чуть позднее он стал депутатом Национальной Ассамблеи Азербайджана и возглавил Национальный Олимпийский Комитет и делегацию Азербайджана в Совете Европы.
В октябре 2003 года Ильхам Алиев одержал победу в весьма спорных выборах и заменил своего отца на посту Президента. Он получил 76,8% голосов, в то время, как его основной соперник Иса Гамбар из политической партии Мусават получил 14,0% голосов. Исследование организации Human Rights Watch «обнаружило, что правительство сильно вмешивалось в процесс проведения выборной кампании в пользу Премьер-министра Ильхама Алиева, сына действующего Президента. Правительство наводнило Центральную избирательную Комиссию и районные избирательные комиссии своими сторонниками и запретило местным неправительственным организациям проводить мониторинг голосования. По мере приближения выборов официальные лица из правительства открыто поддерживали выборную кампанию Ильхама Алиева, постоянно создавая препятствия для проведения митингов оппозиции и пытаясь ограничить доступ населения к участию в проводимых оппозицией мероприятиях».
Последний раз президентские выборы в Азербайджане проводились в 2008 году. Ильхам Алиев был переизбран, набрав 87.34% голосов. Из шести соперников Алиева его главный соперник из политической партии «Надежда» набрал всего 2.82% голосов. Многие из основных азербайджанских оппозиционных партий, включая партию «Мусават» и Азербайджанскую либеральную партию, бойкотировали выборы из-за того, что правительство оказывало давление на политических оппонентов и искажало итоги голосования. Более 500 внешних наблюдателей, включая представителей ОБСЕ, Совета Европы и Европейского Парламента, наблюдали за выборами и пришли к выводу, что они не соответствуют международным стандартам. Однако ОБСЕ признала, что правительство сделало заметный прогресс по сравнению с предыдущими выборами.
В 2009 году Президент Алиев вписал в закон изменение в Конституции, отменяющие возможность для Президента избираться подряд не более, чем на два срока. Некоторые сейчас оспаривают законность переизбрания Ильхама Алиева на новый срок в 2013 году, так как в 2008 он прошел иннагурацию во второй раз, дав президентскую клятву на Конституции страны.
Выборы 2013 года
Центральная избирательная комиссия Азербайджана отклонила заявление Рустама Ибрагимбекова, как главного кандидата от оппозиции на предстоящих президентских выборах. В качестве причины для отклонения заявления Ибрагимбекова было названо его двойное гражданство (у него имеется российский паспорт), а также то, что он непостоянно проживает в Азербайджане. Семидесятичетырехлетний интеллектуал, написавший сценарий культового фильма «Белое солнце пустыни», был кандидатом от вновь созданной партии Национальный союз демократических сил, объединенной группы от основных оппозиционных политических партий страны. Национальный Совет выдвинул известного историка Джамиля Гасанли в качестве нового кандидата на президентские выборы. Ему 61 год, и он является бывшим парламентарием и заместителем председателя одной из самых старых оппозиционных сил – Партии популярного народного фронта Азербайджана. Он известен как профессор Бакинского государственного университета, а также автор нескольких книг по международной политике досоветской Демократической Республики Азербайджан и о «холодной» войне.
Прозрачность и коррупция
В международном рейтинге 2012 года (Transparency International’s 2012 Corruption Perceptions Index), проводимом в отношении прозрачности и коррупции различных государств мира, Азербайджан занял 139е место из 176 стран, получив 27 баллов при среднем европейском балле 43,27 и среднем балле стран Европейского Союза 63,4. Репутация Азербайджана, как коррупционного государство основывается в основном на деятельности Президента Ильхама Алиева, его семьи и друзей, которые завладели огромными личными состояниями и занимают в Республики большинство наиболее важных постов. В просочившейся дипломатической информации из Посольства США в Баку Ильхам Алиев сравнивается с боссом мафии, а в 2012 году он был назван «человеком года» за коррупционную и криминальную деятельность в международном отчете по Проекту по организованной преступности и коррупции (the Organised Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP). Газета «Гардиан» (Великобритания) недавно обнаружила, что семья Алиевых имеет миллионы долларов на оффшорных счетах.
Права человека
Азербайджан является членом целого ряда важнейших гуманитарных организаций, включая Совет ООН по правам человека и Совет Европы и как таковой теоретически принял на себя много обязательств по защите прав человека. Однако правительство Президента Алиева подвергалось критике со стороны различных международных организаций за широко распространенные нарушения прав человека и за правление страной в авторитарном диктаторском стиле. В 2002 году в Азербайджане был утвержден пост Комиссара по правам человека, но эта организация оказалась совершенно неэффективной из-за ее нежелания рассматривать какие-либо дела политического характера или что-либо касающееся политики или бизнеса Президента и его союзников.
Свобода прессы
В 2013 году индекс Свободы Прессы (Press Freedom Index) разработанный Репортерами без границ, который определяет степень свободы журналистов, новых организаций и блоггеров в разных странах, поставил Азербайджан на 156 место из 179 стран. Согласно оценке, данной прессе за 2013 год, проведенной Freedom House, Азербайджанская пресса является «не свободной» и ситуация эта постоянно ухудшается. Журналисты, критикующие правительство или органы к нему приближенные, часто подвергаются нападкам, преследованиям, запугиваниям и обструкции. Существует культура неприкосновенности для тех, кто совершает преступления против инакомыслящих журналистов.
Политические заключенные
С начала 2000-х Азербайджан освободил многих политических заключенных, но многие из них до сих пор находятся в тюрьмах. Количество этих заключенных непропорционально распределяется между различными этническими и религиозными группами. В начале 2013 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за то, чтобы не принять доклад о политических заключенных в Азербайджане. Этот отчет подвергся сильным нападкам со стороны членов Ассамблеи за непоследовательность и неточности, а также за личную предвзятость в отношении Азербайджана со стороны Репортера Кристофа Штрассера, члена Совета от Бундестага Германии. Азербайджанские власти также критиковали Штрассера, которому неоднократно отказывали в получении визы, за то, что отчет был написан без посещения страны.
На пресс-конференции с Хосе Мануэлем Барозо в Брюсселе в июне 2013 года Президент Алиев сказал следующее: «Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что ни один из моих политических оппонентов не сидит в тюрьме. Это абсолютно ложная информация….. В то же время мне хотелось бы сказать, что в Азербайджане нет политических заключенных, это очевидно, если вы внимательно прочитали комментарии после сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая не приняла доклад о политзаключенных в Азербайджане. Я думаю, что эта тема уже закрыта».
Как говорится в недавнем докладе HRW (Human Rights watch) «Закручивание гаек», с середины 2012 года нападки на гражданское общество в Азербайджане усилились посредством арестов и заключение в тюрьмы политических активистов по ложным обвинениям. Согласно этому докладу данные нападки усилились в ответ на попытки молодежных групп организовать протесты в Баку во время протестных движений, начавшихся на Ближнем Востоке и в Северной Африке, и еще более интенсифицировались в преддверии президентских выборов.
Свобода собраний
В 2005 году в Азербайджане правительство под давлением общественности отменило запрет на собрание оппозиции. И хотя теоретически это, наконец, давало гражданам Азербайджана права на свободу собраний, на самом деле проводить такие собрания очень часто запрещается, а когда такие собрания имеют место, их часто разгоняют, используя несоизмеримо большие силы. С 2006 года в Баку не было санкционировано проведение ни одного протеста, а максимальный штраф за участие в несанкционированном протесте в 2012 году поднялся с 955 евро до 7 600 евро. Законы, принятые в мае 2013 года, еще больше ущемили право граждан Азербайджана на мирные собрания, поскольку наказание за «организацию несанкционированной демонстрации увеличилось с 15 до 60 дней», а за «неповиновение полиции» с 15 до 30 дней.
Права меньшинств
Права меньшинств и коренных народов Азербайджана очень плохо защищены. В 1992 году были предприняты попытки решить эту проблему. Был издан президентский указ, в котором предписывалось защищать права и свободы меньшинств и оказывать государственную поддержку развитию их языков и культуры. Однако война в Нагорном Карабахе препятствовала исполнению данного закона, а с тех пор, как 1993 году Алиев пришел к власти, в этом вопросе почти ничего не было достигнуто.
Расхождения в оценке численности меньшинств является одним из ключевых вопросов, касающихся соблюдения их прав в Азербайджане. В соответствии с последней переписью населения в Азербайджане, проведенной в 2009 году, 91,6% населения или 8,17 миллионов человек, являются азербайджанцами. Самое многочисленное меньшинство – это лезгины, коренной народ кавказской этнической группы, разделенный между Азербайджаном и южным Дагестаном, Республикой Российской Федерации. Согласно переписи населения 2009 года лезгинское население составляет 180,300 человек или 2,02% населения Азербайджана. Однако эта цифра оспаривается лезгинами и другими независимыми источниками, согласно которым их численность варьируется от 600,000 до 800,000 человек. Несоответствие между этими цифрами в основном объясняется успехом ассимиляционной политики Азербайджана, которая вынудила многих лезгин отказаться от своей лезгинской идентичности, чтобы избежать дискриминации и бедности. Лезгины, в основном, являются мусульманами-суннитами, являясь таким образом еще и религиозным меньшинством среди большинства азербайджанцев-шиитов.
Меньшинства, включая лезгин, талышей, разговаривающих на фарси, и аварцев, имеют одинаковые проблемы, связанные с упомянутой выше ассимиляционной политикой азербайджанского правительства. Продвижение азербайджанского языка и культуры за счет меньшинств в последние годы еще более интенсифицировалось. Официально Азербайджан принял на себя обязательства защищать права меньшинств: их лингвистические права вписаны в Конституцию страны (Статья 21, раздел II и Статья 45, раздел III). Кроме того, Азербайджан подписал и ратифицировал Рамочную Конвенцию Совета Европы по национальным меньшинствам. Однако в данной Конвенции много раз используется фраза «как можно больше способствовать…», которая дает возможности для выполнения обязательств по своему усмотрению для подписавших Конвенцию.
В 2002 году был принят закон о государственном языке, который в значительной степени ограничил языковые права нацменьшинств. Согласно этому закону азербайджанский язык был объявлен официальным государственным языком, что повлекло за собой дальнейшие ограничения в использовании языков меньшинств. Например, представители лингвистических меньшинств больше не имели права разговаривать на родном языке с местными властями. Господство азербайджанского языка и культуры вызвало дальнейшую ассимиляцию, особенно среди молодых людей. Закон о государственном языке сопровождался переводом азербайджанского письменного языка с кириллицы на латинский алфавит. И в настоящее время молодые люди в Азербайджане уже не обучаются читать и писать на кириллице, что приводит к их отчуждению от родной культуры.
В 2005 году был издан закон, который разрешал общественное вещание на языках меньшинств. Однако те несколько газет и радиостанций, которые публиковали статьи и вещали на языках меньшинств имели, такие ограничения (если вообще что-либо издавалось и передавалось по радио на языках меньшинств), что мало кто знал об их существовании.
Одни меньшинства, однако, получали лучшую защиту от властей Азербайджана, чем другие. Например, для того, чтобы уменьшить антисемитские настроения, правительство предприняло определенные шаги, и число нападок на еврейское население сократилось. Русской население страны при наличии многих русских школ также сталкивается меньшими проблемами, чем другие национальные меньшинства.
После возникновения Нагорно-карабахского конфликта многочисленное население Армении покинуло Азербайджан, и речи, наполненные ненавистью против армян, являются обычным явлением для средств массовой информации. Даже группы гражданского общества внутри Азербайджана пытающиеся примирить армян и азербайджанцев, подвергаются насилию и запугиванию. Армянам и гражданам других стран с очевидным армянским происхождением, например тем, чьи фамилии оканчиваются на «-ян», не разрешается въезд в Азербайджан.
Взаимоотношения Евросоюза с Азербайджаном
Взаимоотношения Евросоюза и Азербайджана можно охарактеризовать как «непоследовательные» и даже «шизофренические». Резко различные подходы к Азербайджану характеризуют конфликт между, с одной стороны, интересами Европы к природным ресурсам Азербайджана, а с другой стороны, европейскими идеалами, такими как свобода, демократия, равенство, главенство закона и уважение прав человека.
В целом Европейский союз и Республика Азербайджан имеют положительные взаимоотношения, которые за последние годы еще более укрепились. Правительство Азербайджана в настоящее время является прозападным правительством, направленным на дальнейшую европейскую интеграцию. В апреле 2004 года Президент Алиев заявил, что Азербайджан «сделал стратегический выбор, заключающийся в интеграции в Европу, европейскую семью и институты. Мы полностью привержены этой политике. И мы сделаем все от нас зависящее, чтобы Азербайджан отвечал всем свойственным Европе стандартам и критериям. Такова наша политика, и мы будем следовать ей в течение долгого времени». Желание Азербайджана быть частью европейского сообщества распространяется далеко за пределы ее членства и сотрудничества с европейскими организациями. Правительство очень заинтересовано в том, чтобы Азербайджан стал неотъемлемой частью европейских культурных институтов, что подтверждается тем энтузиазмом, с каким был проведен конкурс Евровидение, а также желанием провести у себя в стране чемпионат Европы по футболу. Правительство даже пошло на то, чтобы спонсировать футбольную команду Испании Атлетико Мадрид за 16 миллионов долларов.
Первой вехой во взаимоотношении между Европейским Союзом и Азербайджаном было подписание в 1996 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Азербайджаном, которое вступило в силу в 1999 году. Данное Соглашение укрепило политические и экономические связи с Азербайджаном посредством, например, создания парламентских комитетов по сотрудничеству. Оно остается в силе пока более полный документ не будет подписан и вступит в силу.
Европейская Политика Добрососедства возникла на основе Евро-Средиземноморского партнерства 1995 года, к которому Азербайджан присоединился в 2006 году вместе с Арменией и Грузией. Целью данной политики было и политическое, и экономическое сближение соседних стран с Европейским Союзом.
Азербайджан является активным участником Европейской Политики Добрососедства и поэтому еще более активно, чем раньше, сотрудничает с Европейским Союзом. У Азербайджана, как у члена Европейской Политики Добрососедства, существует возможность Ассоциативного Соглашения с Евросоюзом, которое является самым важным из всех, которые Евросоюз может заключить с государствами, не являющимися его членами.
Сотрудничество в области энергетики
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан был ключевым для развития отношений между Евросоюзом и Азербайджаном, поскольку по нему поставляется нефтяное сырье из нефтескважин Азербайджана на Каспийском море в турецкий город Джейхан, находящийся на средиземноморском побережье. Он открывает доступ Европейского Союза к нефти без ее прохождения через территорию Российской Федерации или ее союзников (нефтепровод идет в обход Армении). В дополнение к этому, компании стран Евросоюза имеют большую заинтересованность в этом проекте. Этот нефтепровод находится в собственности и управляется консорциумом компаний или BP, имеющим 30,1 % акций, в то время как Государственная нефтяная компания Азербайджана имеет только 25% акций. Франция и Италия владеют всего по 5% акций от нефтепровода.
Энергия стала одним из главных вопросов взаимоотношения Азербайджана и Евросоюза. В июне 2013 года Президент Ильхам Алиев встречался в Брюсселе с Президентом Европейского Союза и Европейской Комиссии Херманом ванн Ромпуйем и Хосе Мануэлем Борозой. На этих встречах в основном обсуждались вопросы нефти и газа, включая запланированный Южный газовый коридор с Каспийского моря и Ближнего Востока в Европу. Это было инициативой Европейской Комиссии и Азербайджан является ключевым партнером в этом предприятии. Еще одной энергетической программой Европейской Комиссии, в которой участвует Азербайджан, является программа INOGATE.
История лезгинского народа
С 4го века до нашей эры лезгины были частью восточно-кавказского государства Кавказской Албании, являвшейся союзом 26 племен. Из-за многочисленных иностранных интервенций и разделенности страны в последующие годы очень мало известно о раннем периоде истории лезгинского народа.
Известно то, что в 6ом веке было основано государство Лакз, которое продолжало существовать как отдельное образование после распада Кавказской Албании. Это государство в 11 веке было разделено на Восточный и Западный Лакз, которые в свою очередь позже распались на еще более мелкие образования. Некоторые из них в 16 веке сформировались как отдельные лезгинские общества: Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара, Рутул. Эти общества существовали до их вхождение в состав России в начале 19го века.
Лезгины также проживали на территории Кубы, Ширвана и Шекинского ханства, а также в Кюринском ханстве, которые тоже позже стали частью Российской империи. В 1813 году почти все лезгины находились номинально под властью России, хотя многие из них боролись против нее, участвуя в Великой кавказской войне. России не удавалось консолидировать власть над лезгинами до 1859 года.
В 1860 году территория, известная как Лезгистан, была разделена между находящимися под властью царской России районами Дербента и Баку, это разделение продолжает существовать вплоть до сегодняшнего дня. Во времена Советского Союза лезгины проживали в двух союзных республиках. Северные лезгины проживали в Кюринском и Самурском округах, а также в городе Дербент, которые в настоящее время принадлежат Дагестану, а южные лезгины жили в округах, которые затем стали частью Азербайджанской советской социалистической республики.
После развала Советского Союза в 1991 году лезгинский народ остается разделенным между двумя государственными образованиями. Местность, известная как Дагестан, стала Республикой Дагестан, являющейся одной из составных частей Российской Федерации. А южные лезгины были отделены от своих соплеменников границей, отделяющей Российскую Федерацию от вновь образованного государства Азербайджан. После начала чеченской войны в 1994 году граница между этими двумя странами была закрыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ МИССИИ
Политический климат
История вопроса
Исторически лезгины управляли своими общинами на основе джамаата, системы при которой местные горские сообщества сами избирали на политические и юридические посты своих членов. Джамааты отражали социальный и физический ландшафт Северного Кавказа и после распада Советского Союза были важной формой управления и администрации в заселенных лезгинами регионах.
При советском правлении лезгинские сообщества в Дагестане управлялись как часть Дагестанской автономной советской социалистической республики, сформированной в 1921 году, при этом большая часть лезгин к тому времени уже вошла в состав Союзной республики Азербайджан, сформированной в 1920 году. В обеих республиках власть была в руках у коммунистической партии, имеющей различную структуру управления в этих двух республиках.
В настоящее время лезгины живут в двух государствах, с наследием, оставшимся после распада Советского Союза, заключающемся в том, что многие лезгины в Азербайджане все еще зависят от пенсий коммунистической эры, которую могут получать только российские граждане. Поэтому у лезгин есть много ограничений в Азербайджане и нет той формулы представительства, которая со временем установилась для них в Дагестане.
Представленность
В Дагестане лезгины представлены в государственных и региональных органах власти, но не на достаточном уровне, который бы соответствовал их численности.
Азербайджанская ССР не имела постановлений относительно защиты прав меньшинств, и многие лезгины регистрировались в официальных документах как азербайджанцы, чтобы ассоциироваться с превалирующей этнической группой и получать все связанные с этим привилегии. С распадом СССР новая Азербайджанская республика образовала Консультативный Совет малых народов, но сегодня лезгины в Азербайджане и Дагестане живут в совершенно различных политических обстоятельствах.
В Азербайджане общественные органы, такие как Милли Меджлис, в общественном мнении не имеют большой силы при чрезвычайно могущественной Президентской системе. В настоящее время ни один из 125 депутатов Милли Меджлис не представляют интересы лезгинского народа. Более того, во время президентских выборов 2008 года и парламентских выборов 2010 года этнические меньшинства не имели никаких политических партий, которые бы претендовали на какие-либо места. Существует ощущение, что лезгинская политическая активность в Азербайджане имеет негативные коннотации. Как сказал один активист, его дети уехали из Азербайджана искать возможности устройства заграницей, так как считают, что политическая активность их отца не дает им шансов на устройство на работу в Азербайджане (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
В течение последних нескольких лет государственные органы в лезгинских районах Азербайджана были упразднены или централизованы. Назначенцы из Баку заполнили многие посты на районном уровне в местных администрациях в местах компактного проживания лезгин, несмотря на все жалобы местного населения и просьбы, чтобы на эти посты назначались представители лезгинского сообщества. (Интервью, взятое в Кусарах 30 августа 2013 года). Формально азербайджанские власти готовы предложить лезгинам двойное – азербайджанское и российское гражданство, но на деле это происходит невероятно редко.
Гражданское общество
Гражданское общество и неправительственные организации в Азербайджане должны регистрировать гранты, полученные от государства. Из-за многих связанных с регистрацией проблем активисты управляют своими организациями неофициально и поэтому деятельность этих организаций весьма ограничена. Попытки создать организации, которые наблюдали бы за соблюдением прав человека, были неудачными, так как требовалась регистрация этих организаций в Министерстве юстиции Азербайджана, которое постоянно им в этом отказывало. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
В результате запугивания в Азербайджане не существует политических организаций, представляющих интересы лезгинского сообщества. Следовательно, многие активисты вынуждены проводить кампании с территории России или Дагестана, хотя это вызывает негативные ассоциации среди азербайджанского гражданского общества, что может быть преградой для этих активистов.
Интервьюируемые выразили мнение, что международные организации могут более свободно действовать в Азербайджане, чем местные организации, особенно те из них, которым удалось открыть свои представительства в Баку. Однако нужно отметить, что такие организации сами попадают под давление Национального Демократического Института, который не разрешал им несколько месяцев в 2011 году функционировать в Азербайджане.
Свобода выражения в Азербайджане продолжает быть под давлением. Мониторинг деятельности в интернете продолжается, и призывы к общественным протестам, поставленные на Facebook, послужили поводом для ареста ряда активистов, а также тех, кто вообще не имел отношения к этим призывам. Один из респондентов-лезгин в Баку рассказал нам о случае, произошедшем с Илькином Рустамзаде, которого обвинили в хулиганстве за то, что он поставил на U-tube ролик “Harlem Shake”. Несмотря на то, что этот ролик не имеет никакого отношения к политике, а Рустамзаде сам не имел никакого отношение ни к снятию данного видео, ни к его размещению в интернете, он был арестован просто потому, что был активистом организации Свободная Молодежь.
Журналисты получали угрозы и вынуждены были заводить собственную охрану. Азербайджанские власти продолжают проводить кампании, порочащие доброе имя правозащитницы Хадиджи Исмаиловой, выпустив ролик о ее сексуальной жизни, обвиняя ее в том, что ее мать армянка, а ее сестры занимаются торговлей детьми и проституцией. (интервью, взятое 30 августа 3013 года в Баку).
Азербайджан продолжает ограничивать свободу собрания своих граждан, и Хадиджа Исмаилова полностью подтвердила слова, которые члены миссии уже раньше слышали во время визита в Азербайджан, о том, что «азербайджанские власти заявляют, что у них полная свобода собраний, но на самом деле такой свободы не существует».
Главенство закона
В Азербайджане граждане технически могут подавать жалобы на нарушения прав меньшинств в различные органы, включая Комиссара по этике или Комиссию государственной службы, но на местном уровне решение вопросов зачастую происходит на основе дружеских связей или взяток. И таким образом, хотя лезгины в Азербайджане могут пользоваться такими же правами, как и другие граждане, на опыте оказывается, что все официальные учреждения не реагируют должным образом и не оказывают соответствующую помощь в ответ на обращения граждан. (Интервью, взятое в Кусарах 30 августа 2013 года).
Выселения, предшествующие проводимому песенному конкурсу Евровидения 2012 года в Баку, показали, что граждане не способны оспаривать и защищать свои права на собственность. Отдельные граждане, имеющие деловые интересы и влияние, могут обходить вопросы, связанные с правовой защитой, и это приводит к тому, что многие обращаются к международным институтам, рассматривая их как важные каналы, через которые они могут озвучивать свое недовольство.
В данном контексте во многих случаях граждане обращаются в Европейский суд по правам человека, но истцы и их адвокаты жалуются, что рассмотрения дел в этом суде длятся слишком долго. Был случай, когда истец успел отсидеть свой срок, пока Европейский суд по правам человека рассматривал его дело. В то время, как условия содержания в тюрьмах, находящиеся под пристальным наблюдением международного сообщества в Азербайджане улучшились, процедуры задержания и ареста, допроса и вынесения приговоров остаются несправедливыми, так как правовые органы остаются коррумпированными и подчиняющимися исполнительной власти. (Freedom House, 2013).
Азербайджанские власти очень чувствительны в вопросах, касающихся известности местных активистов и поэтому молодые и малоизвестные активисты больше беспокоятся за свою безопасность. Интервьюируя таких активистов, мы обратили внимание на то, что хотя международные наблюдатели присутствуют при рассмотрении дел в судах, таких, например, как дело Наврузали Мамедов, неспособность этих наблюдателей вмешиваться в рассмотрение этих дел и задавать вопросы по возникающим противоречиям разочаровывают активистов гражданского общества в их способности оказать поддержку. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
В последнее время резко увеличилось число правозащитников и гражданских активистов, обвиняемых в распространении и хранении наркотиков. В народе в целом недоверие к правоохранительным органам и их сотрудникам выросло до такой степени, что даже, когда предъявляются справедливые обвинения, люди считают, что они сфабрикованы полицией. (Интервью, взятое 31 августа 2013 года в Кусарах).
Во время интервью с лезгинским адвокатом по делу одного из лезгин, арестованного 9 августа 2013 года, фиктивность обвинений и незаконного ареста стали очевидными. Важно отметить, что адвокатам, нанятым государством, платят около 2 евро в час. Во время интервью адвокат сказал миссии, что за такие деньги они подпишут все, что угодно. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Баку).
Моего клиента попросили прийти в полицейский участок. Когда он пришел туда, офицеры полиции обнаружили в его кармане
8 грамм героина. Они стали угрожать ему, говоря, что будет хуже и ему, и его семье, если он не подпишет письменное признание. Он подписал. Во время первого допроса присутствовал адвокат. Однако в момент подписания на месте не оказалось ни адвоката, ни переводчика. 10 августа 2013 года моему клиенту предъявили обвинение в совершении 17 преступлений, которые невозможно было осуществить за один день его пребывания в Азербайджане. Однако формально все документы в порядке, есть даже подпись переводчика, который вообще не присутствовал. Сам факт, что мой клиент подписал показания, усложнил ситуацию, и теперь я стараюсь смягчить приговор, доказывая, что следственный процесс был нарушен. К счастью в течение последних нескольких лет под давлением Европы условия содержания в азербайджанских тюрьмах улучшились.

(Адвокат, у которого миссия взяла интервью 31 августа 2013 года в Баку).

Социально-экономические условия

Экономические возможности лезгин ограничены из-за их удаленности от экономических центров России, и того факта, что Азербайджан делает весьма скромные инвестиции в лезгинские регионы своей страны. В особо тяжелой ситуации находятся бывшие российские села, в основном населенные лезгинами, которые были переданы Азербайджану в результате подписания соглашения о государственной границе после распада СССР.

Переселение

Одной из основных вызывающих озабоченность проблем лезгинского народа является судьба бывших жителей российских уже бывших российских эксклавов, таких как Храх-Уба и Уриян-Уба, которые были переданы Азербайджану в контексте соглашения о государственной границе.

С 2002 года между Россией и Азербайджаном велись переговоры, направленные на укрепление и уточнения 284х-километровой границы, начиная с того места, где сходятся Россия, Азербайджан и Грузия до Каспийского моря. В апреле 2006 года после 11 раундов переговоров 90% границы между двумя государствами было зафиксировано. После еще нескольких раундов переговоров и создании специальной рабочей группы 3 сентября 2010 года Россия и Азербайджан пришли к соглашению, которое рассматривается как историческое для России – впервые состоялось подписание договора о границе с другим государством.

Сотрудничество в вопросе о границе является ключевым для российско-азербайджанских отношений, особенно учитывая ситуацию на Северном Кавказе, и в контексте борьбы с терроризмом. Между тем граница не является абсолютно новым явлением, поскольку она соответствует административному делению советского периода между Дагестанской автономной социалистической республикой и Азербайджанской союзной советской социалистической республикой.

Один из бывших российских эксклавов, находящийся непосредственно по другую сторону границы в Азербайджане, является селение Храх-Уба, которое в основном заселено лезгинами. С момента подписания соглашения о границе между Россией и Азербайджаном на жителей Храх-Убы оказывалось давление, чтобы они продали свою собственность в случае отказа принять гражданство Азербайджана. Людям, приехавшим в Дагестан после 3 сентября по личным или связанным с работой причинам, не было разрешено пересечь границу и вернуться в Азербайджан к своим семьям.

Поисковая миссия дважды имела возможность разговаривать с изгнанными из Храх-Убы жителями этого селения. Первый раз в Махачкале 28 августа 2013 года и второй раз в селении Новый аул 29 августа 2013 года.

Один из респондентов объяснил, что большинство жителей Храх-Убы не хотели принимать азербайджанское гражданство, особенно после того, как первоначальное обещание двойного гражданства России и Азербайджана оказалось несбыточным: люди, принявшие азербайджанское гражданство, были сразу же лишены российского гражданства. Кроме того, им было предложено стать гражданами Азербайджана или получить компенсацию и начать новую жизнь в Дагестане. Однако, размеры компенсации оказались намного меньше, чем рассчитывали жители Храх-Убы и которые были с ними согласованы и были абсолютно недостаточными для начала новой жизни семей по другую сторону границы.

“Я жил в Баку с 1972 по 1996 год. После развала Советского Союза я решил стать гражданином России и получил российское гражданство и паспорт. Я не хочу быть гражданином Азербайджана. Мои дети и внуки посещали русские школы. Я не знаю азербайджанского языка. У каждой семьи из Храх-Убы такие же или схожие причины для того, чтобы отказаться от азербайджанского гражданства». (Интервью от 29 августа 2013 года в Новом ауле).

Еще один респондент подробно рассказал о своем изгнании. Он сказал, что он и его два сына в возрасте 14 и 18 лет не могут встретиться с матерью уже в течение двух лет. Она все еще живет в Азербайджан, оказавшись без статуса, без гражданства или каких либо официальных удостоверяющих личность документов после того, как ее насильно заставили продать дом. Согласно этому респонденту азербайджанские власти составили списки всех жителей Храх-Убы, в отношении которых было дано распоряжение не пускать их в Азербайджан при возвращении из Дагестана.

“28 апреля 2011 года меня, директора Храх-Убинской школы послали в командировку в Дагестан. Когда я закончил дела, они не разрешили мне вернуться в Азербайджан. Пограничник сказал: «Ваш въезд запрещен. Вам не разрешено возвращаться в Азербайджан, и мы не обязаны давать Вам объяснения почему». Школа в Храх-Убе закрыта, и дети больше не могли посещать занятия. Меня заставили продать свой дом и землю за ту цену, которую они мне предложили и которая была в три раза ниже средней рыночной. У меня было 2500 квадратных метра земли с садами хурмы и орешника. (Интервью, взятое 29 августа 2013 года в Новом ауле).

Согласно респондентам большинство семей из Храх-убы сейчас разделены таким образом, что женщины с детьми проживают в Азербайджане, в то время как мужчины остаются в Дагестане. Согласно нашему респонденту 300 жителей, представляющих 130 семей из Храх-Убы стали жертвами соглашения о границе. Что стало очевидным после разговоров с жителями Храх-Убы, так это то, что процесс изгнания направлен на отделение глав семей и важных членов общины от других жителей, что влечет за собой разрушение самой ткани общества.

В настоящее время селение Храх-Уба опустело, за исключением около 15 домов, в которых живут рабочие, строящие коттеджи в этом регионе. Согласно нескольким респондентам сотрудники Миграционной службы района принесли жителям села документы об их выселении. Другие респонденты говорили о том, что к ним пришел бизнесмен, скупающий дома в Храх-Убе. Прекрасные плодородные земли региона привлекательны для инвестиций, особенно для развития туризма. В Кусарах (Азербайджан) делегаты миссии остановились в новом курортном комплексе. Наш респондент сказал нам, что эта земля, на которой находится курорт, издревле принадлежала лезгинам, и многие лезгинские села стираются с лица земли для того, чтобы осуществить выгодные туристические проекты.
Я родился в 1960 году и жил с женой, дочерью и внуком в Храх-Убе. Но нам пришлось убраться оттуда. В марте 2013 года, сразу после обеда четыре сотрудника миграционной службы Азербайджана пришли ко мне домой. Они спросили, не хочу ли я продать свой дом, только дом, но не прилегающую к нему землю. Я отказался продавать свой дом, после чего сотрудники миграционной службы предъявили мне документ, в котором говорилось, что меня выселяют из дома. Я запротестовал, тогда сотрудники связали мне руки за спиной и запихали в полицейскую машину. Они заверили меня, что, если моя жена принесет мой паспорт в миграционную службу, все необходимые формальности будут улажены, и тогда я и моя семья могут остаться жить в Азербайджане. Однако они привезли меня на нейтральную зону между Дагестаном и Азербайджаном и оставили там. Азербайджанские власти не дали мне разрешения вернуться в Азербайджан, и я вынужден был оставаться вдали от моей семьи и жить в Махачкале в Дагестане. Моя жена оставалась дома, но миграционные власти были настойчивы, и она была вынуждена продать дом. Мы получили 55,000 долларов [43,000 манат] за дом, хотя в документах было написано, что мы получили за свой дом 85,000 манат. После этого мне дважды дали разрешение вернуться домой и забрать свои вещи. Когда я приехал в Азербайджан во второй раз я забрал свою семью. Когда я с семьей захотел в третий раз съездить в Азербайджан посетить могилы родственников, нам не разрешили пересечь границу. Сейчас я и еще 6 членов моей семьи ютимся в двухкомнатной квартире в Махачкале. Мы не получаем никакой поддержки от какого-либо правительства, азербайджанского, дагестанского или российского. Я считаю, что все, что с нами тогда произошло в Храх-Убе после подписания соглашения о границе между Россией и Азербайджаном, является какой-то формой этнической чистки. Сейчас я просто хочу посещать могилы своих родственников. (Интервью, взятое 38 августа 2013 года в Махачкале).

Несколько жителей Храх-Убы обратились в Верховный Суд Дагестана. Но до сегодняшнего дня это не принесло никаких результатов. Из-за усилившихся нападок азербайджанских властей на диссидентов посредством произвольных арестов по ложным обвинениям, а также запугивания жителей Храх-Убы они не идут на то, чтобы подать коллективную жалобу в суд.

Глава местной администрации, который раньше был главой администрации Храх-Убы сказал, что российское правительство изыскивает возможность поселить храхубинцев в Новом ауле в Дагестане, там, где члены делегации встретились с ними.

Миссия была информирована о назначении нового Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, и о том, что жители Храх-Убы очень много ожидают от этого назначения. Однако, несмотря на многие обещания с его стороны переселить и обустроить жителей Храх-Убы, пока в этом отношении не было принято эффективных мер.

Недавно миссию информировали о том, что ФЛНКА получила копию письменного подтверждения, подписанного Президентом Путиным в отношении компенсаций жителям Храх-Убы и Урьян-Убы (См. Приложение).

Экономический климат
Политический ландшафт Дагестана в значительной степени влияет на экономическое процветание различных этнических групп. Три позиции в дагестанском правительстве являются самыми главными: президент, премьер-министр и председатель парламента. В настоящее время эти посты занимают Рамазан Абдулатипов (аварец), Абдусамад Гамидов (даргинец) и Хизри Шихсаидов (кумык). Когда мы поинтересовались у глав местных администраций Дагестана, как этничность взаимосвязана с социально-экономическим статусом, нам стало понятно, что этнические группы, имеющие своих представителей в верхнем слое политического эстэблишмента, имеют очевидные социально-экономические преимущества. Нам сказали, что с 1951 года после того, как последний лезгин ушел в отставку с поста премьер-министра по вступившему в силу с той поры неписанному правилу три основные поста в Дагестане должны занимать представители аварской, даргинской и кумыкской этнических групп. С тех пор лезгины были удалены от правления Дагестаном, что имело очевидные экономические последствия для этого народа.
В Азербайджане экономические возможности для лезгин еще более ограничены, особенно те, которые связаны с их этничностью.
В Кусарах представителям миссии один из респондентов рассказал о том, как один лезгин владел небольшим магазином на рыночной площади, где он продавал футболки. На некоторых из футболок была надпись «Дагестан» или «лезгин». В марте 2013 года полицейские, ответственные за патрулирование рынка, сказали продавцу, что футболки с такими надписями в Азербайджане продавать запрещено, а если он все же хочет их продавать «пусть едет в Дагестан». (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
Еще об одном случае делегации рассказал местный лезгинский бизнесмен, который хотел открыть свой магазин в Кусарах. Когда он заказывал баннер с названием своего магазина, который он хотел назвать на лезгинском языке «Орел», владелец рекламной компании, изготавливающей баннеры, сказал ему, что не разрешено печатать баннеры ни на каком языке, кроме азербайджанского. Он не смог представить нашему респонденту никаких документов, подтверждающих этот запрет, но сказал, что это было устное распоряжение, которое он получил сверху. Когда мы проезжали по Кусарам наш респондент показал нам несколько магазинов, на которых раньше висели баннеры с названием на лезгинском языке. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).

КУЛЬТУРА И ЯЗЫК

“Как можно сказать, что кто-то, у кого даже нет учебника на родном языке, свободен? – бывший житель селения Храх-уба.

Лезгинские культурные традиции
Республика Дагестан официально имеет 14 национальностей и является домом для более 30 языков. Часто говорится о том, что такое этническое и языковой разнообразие является основной силой этой республики.
У лезгин в Дагестане имеется очень богатое художественное наследие и интеллектуальные традиции. Лезгинская культура прежде всего узнаваема своим фольклором, сохраняющим в памяти людей и передающим из поколения в поколение описание исторических событий, связанных с лезгинским народом. Герой «Шарвили» – это коллективный персонаж, представляющий лезгинский народ. Он несет ответственность за защиту своей земли от завоевателей. В честь этого героя в Ахтынском районе Дагестана проводится ежегодное празднование, которое в течение последних лет завоевало большую популярность и всенародное признание.
Что касается религиозных верований, то лезгины в основном являются суннитами, но имеется также небольшая группа шиитов. Древняя Джума-мечеть в Дербенте является одной из редчайшей мечетей в мире, где сунниты и шииты молятся вместе. Кроме того, лезгины довольно успешно поддерживают свои доисламские верования и традиции. Яран Сувар – день весеннего равноденствия, который отмечается 21 марта, является одним из самых популярных праздников в лезгинском календаре и представляет один из самых важных символов для лезгинского народа. Другими такими праздниками являются «праздник цветов» и «правздник черешни». То, как отмечаются эти праздники, и их популярность среди лезгин демонстрирует желание людей сохранить свою уникальную культурную идентичность.
У лезгин также очень богатые и разнообразные песенные и танцевальные традиции. Танец «Лезгинка» очень знаменит и распространен лезгинами по всему Северному Кавказу. Традиционное рукоделие, включающее ворсовые ковры и «сумахи», ножи и украшения, а также керамика составляют яркую сторону лезгинской культуры.

Лезгинский ковровый рынок в Гянже (Азербайджан). Конец 19-го века.
Культурная политика в Дагестане
Миссия посетила древний город Дербент, который в 2015 году собирается праздновать свое твухтысячилетие, где имела возможность встретиться с Мэром этого города Имамом Яралиевым.
Он сказал нам, что в Дербенте у каждого человека есть возможность говорить на своем родном языке. Образовательный процесс обычно ведется на русском языке, но 50% учащихся могут выбрать свой родной язык для обучения на нем. В Дербенте четыре национальных театра, где пьесы ставятся на родных языках, имеются газеты на языках меньшинств, а также свободное радиовещание. Любой представитель любых этнических групп может создать свое радиовещание. Такая возможность существует сегодня для всех. Согласно Конституции Дагестана в республике 14 национальностей, которые защищены законом. Это означает, что люди могут писать и получать информацию на родном языке, когда имеют дело с местными администрациями. Государство также оплачивает услуги переводчиков в суде.
Во время встречи с Главой Администрации Сулейман-Стальского района Нариманом Абдулмуталибовым, делегатам миссии рассказали об особых инициативах, предпринятых для поддержания местных традиций.
Уже более 15 лет мы проводим фольклорный лезгинский фестиваль. Он способствует развитию языка и культуры. Этот фестиваль не только для лезгин, в нем участвуют и другие близкие к лезгинам этнические меньшинства. Мы также опубликовали книгу по истории лезгинского народа на лезгинском и русском языках, и скоро планируем ее издание на английском языке. Это будет что-то наподобие эпоса Беовульф, показывающее проявленное на протяжении всей своей истории мужество лезгинского народа. (Интервью, взятое 29 августа 2013 года в Касумкенте).
Когда речь зашла о лезгинском языке, Глава Администрации Сулейман-Стальского района рассказал миссии о нескольких инициативах. Одна из них – это программа по изданию учебников на лезгинском языке с цветными картинками для местных детских садов. Была также проведена Межрегиональная конференция по развитию лезгинского языка, на которую были приглашены учителя и преподаватели вузов из различных регионов. Он сказал также, что в настоящее время они работают над созданием телевизионного шоу на лезгинском языке, а также готовятся к проведению межрегионального фестиваля, направленного на объединение жителей различных регионов.
«Иногда мы проводим заседания в Администрации на лезгинском языке» –
Глава Администрации Сулейман-Стальского района Нариман Абдулмуталибов

Культура лезгин в Азербайджане

«Вы можете говорить на английском, русском, азербайджанском, на каком угодно языке, но только не на лезгинском» – лезгин из Кусаров, города, населенного в основном лезгинами.

Несмотря на то, что лезгины являются самым многочисленным меньшинством в Азербайджане, они сталкиваются там с прямой и опосредованной ассимиляционной политикой, угрожающей лезгинской идентичности. Многие культурные достижения лезгин выдаются за азербайджанские, искажаются названия культурных и исторических памятников лезгинского народа. В Баку Лезги-мечеть 12го века, являющаяся памятником, включенным в Мировое историческое наследие ЮНЕСКО, была переименована в Ашурбековскую.
В 2001 году переход с кириллицы на латинский алфавит вызвал у лезгин в Азербайджане серьезную озабоченность и даже протесты, так как они боялись, что такой переход затруднит контакты с лезгинами, проживающими по другую сторону российско-азербайджанской границы, прервет торговые и семейные связи и нарушит традиционную жизнь лезгинского народа.
Миссия посетила Кусары, город на севере Азербайджана, в основном населенный лезгинами. Когда мы спросили одного из местных жителей о лезгинском языке, он ответил: «можно изучать лезгинский, как второй язык, но только несколько часов в неделю и до 9го класса. Но официально вы не можете использовать лезгинский язык ни при каких условиях. Все, что пишется, должно писаться на азербайджанском языке. И хотя 95 населения Кусаров это лезгины, все важные посты в этом городе заняты азербайджанцами. Главой полиции является азербайджанец, прокурор – азербайджанец, судья – азербайджанец, глава госбезопасности – азербайджанец, армейское подразделение в Кусарах тоже возглавляет азербайджанец. Единственный пост, занимаемый лезгином – это пост главы администрации, но это чистая формальность. Он даже не умеет разговаривать на лезгинском языке. (Интервью, взятое в Кусарах 30 августа 2013 года).
Когда мы спросили, существует ли пресса или другие средства массовой информации на лезгинском языке, респондент ответил, что из-за репрессивных мер со стороны азербайджанского правительства и отсутствия каких-либо региональных сетей невозможно иметь никаких СМИ. По словам респондента в ответ на давление, оказываемое лезгинами с целью создать радиовещание на лезгинском языке, глава Азербайджанского Комитета по телевидению и радиовещанию сказал, что в Азербайджане нет регионов с компактным проживанием этнических групп. Местные жители все же говорят между собой на лезгинском языке, но обычным явлением бывает выражение недовольства азербайджанцами, когда они слышат лезгинскую речь.
В Баку, где проживает большинство азербайджанцев, очень часто люди, проходя мимо нас и слыша лезгинскую речь, выражают недовольство и просят нас этого не делать. Лезгины, живущие в Баку, не говорят на лезгинском языке в присутствии азербайджанцев, но пытаются говорить на азербайджанском языке. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах).
Каждый год на центральной площади в Кусарах, где живут лезгины, проводились концерты с песнями и танцами. Пять лет назад представители местной администрации сказали местным жителям, что они должны исполнять только азербайджанскую музыку и петь азербайджанские песни. (Интервью, взятое 30 августа 2013 года в Кусарах). Делегаты миссии стали свидетелями того, каким опасным является проявление лезгинской культуры в общественных местах. Один местный лезгинский активист сопровождал делегацию на обед в ресторан, которым владел один из его старых друзей, который одновременно был еще и известным музыкантом. Мы попросили его сыграть на кларнете какую-нибудь лезгинскую мелодию, и он очень эмоционально и выразительно это сделал. Когда он ушел, наш респондент сказал делегации, что то, что мы услышали, была азербайджанская, но не лезгинская музыка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация лезгин в Азербайджане сильно отличается от их ситуации лезгин, живущих в Дагестане. В то время как в Дагестане у каждого отдельно лезгина и у групп лезгин есть возможность проводить различные мероприятия, связанные с лезгинской культурой и идентичностью, в Азербайджане это не поощряется и даже запрещается.
Лезгины в Дагестане лишены некоторых преимуществ из-за географического положения в Республики, где они удалены от республиканских органов власти. Кроме того, отсутствие официальных квот для распределения позиций в государственной службе и неписаный закон, по которому лезгины не могут занимать ни один из трех самых высших должностей в Республике, оказывает очевидное влияние на положение лезгин. Несмотря на это на местном, региональном уровне существует надежная защита, направленная на сохранение языка и культурных проявлений. Хотя существуют опасения постепенного исчезновения лезгинского языка, который используется в основной в устной, а не в письменной форме, и, принимая во внимание главенство русского языка, все же лезгинский язык используется во многих сферах жизни общества.
Ситуация лезгин в Азербайджане особенно тревожна. Лезгины недостаточно представлены даже в тех городах, где они составляют большинство населения, а главные государственные посты там занимают азербайджанцы. Среди лезгинского сообщества сильно распространены опасения репрессивных мер со стороны правительства, что само по себе подавляет какие-либо инициативы, направленные на публичные несогласия с политикой правительства. Инвестиции и инфраструктура в лезгинских регионах находятся на очень низком уровне, что еще больше способствует разделению и ассимиляции лезгинского сообщества. Можно в какой-то степени изучить родной язык в школах в ограниченном числе мест, но не разрешены никакие средства массовой информации на лезгинском языке. Накануне президентских выборов в Азербайджане увеличилось число произвольных арестов, направленных против политических активистов, что еще больше усилило страх выражать свои мысли у итак уже уязвленного лезгинского сообщества.

Делегаты миссии
Ксаба Согор – депутат Европарламента, Комитет гражданских свобод и внутренних дел, Делегация стран юго-восточной Азии, Интергруппа по традиционным меньшинствам, национальным сообществам и языкам
Жозефин Моеман – депутат Фламандского Парламента, Комитет иностранных дел, бывший Министр экономики, энергоресурсов, внешней торговли и науки Бельгии, бывший вице Президент Фландрии и министр экономики, предпринимательства, науки, инноваций и внешней торговли во Фламандском правительстве
Матиас Диепендаеле – депутат Европейского Парламента, лидер фракции N-VA во Фламандском Парламенте, вице-председатель Комитета по экономике, инновациям, политике в области науки и социальным вопросам.
Оде Мерлин – профессор Брюссельского университета, Центра политических исследований свободного Университета Брюсселя и Института европейских исследований.
Жули Реньер – журналист издания MO*
Пьетро Бруни – фотожурналист
Мод Ванвллендхем – Руководитель офиса ОНН в Брюсселе
Эндрю Свон – консультант ОНН, эксперт по Кавказу
Джероин Занберг, эксперт ОНН

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s