Зачистка в Джарах. Аварское население в Азербайджане на грани полной ассимиляции Декабрь 17, 2012 http://lezgistan.tv/avarskij-vopros/zachistka-v-dzharax-avarskoe-naselenie-v-azerbajdzhane-na-grani-polnoj-assimilyacii/#more-3969 Исследования и соцопросы, проведенные в Закатальском районе Азербайджана, показали, что этнические дагестанцы подвергаются прогрессирующей ассимиляции. Несмотря на то, что РА подписала все европейские конвенции, по которым она обязана соблюдать права человека и способствовать сохранению культуры, языка и идентичности национальных меньшинств, повсеместно оказывается жесткое давление на институты гражданского общества нетитульных народов республики. Покушение на память Активного общественника, ратовавшего за сохранение и преумножение исторического наследия аварцев, руководителя аварского общественного движения имени имама Шамиля Асхабали Махмудова «отлучили» от созданной им организации, выдвинули на его место «ручного» управляющего. Работа движения свернута. Махмудов почти 20 лет добивался увеличения часов преподавания аварского языка в школах Закатальского, Белоканского и Кахского районов РА, в которых проживают аварцы. По его инициативе в селении Джар воздвигнут памятник имаму Шамилю. По словам Махмудова, он планировал открыть при данном мемориале культурно-исторический центр, в котором функционировали бы также и театр. Даже проведение фестиваля аварской культуры является большой проблемой для аварцев современного Азербайджана. В начале 2000-х годов данное мероприятие было разогнано полицейскими. Могила шамилевского наиба Хаджи-Мурата в запущенном состоянии, она подвергалась актам вандализма. А табличка с трассы около селения Тангыт, указывавшая на место захоронения, неоднократно распиливалась. Несмотря на то, что политические, культурные и другие права азербайджанцев в Дагестане соблюдаются наравне с правами других народов РД, в АР все наоборот. Во властных структурах районов, являющихся территориями компактного проживания этнических дагестанцев, очень мало их представителей. Имамы аварских сел говорят, что Азербайжанский муфтият стремится внедрить ассимиляционную политику властей и в мечетях — при помощи духовенства. Существует неофициальный запрет на чтение проповедей на родном языке, который используют дибиры только в некоторых мечетях. Местная топонимика искажается на азербайджанский лад. Например, село Нухбикь называют Йолайрыдж, Аракиб – Фындыклы, Халатолиб – Узунгазмалар, Эхеди Тала – Юхары Тала и т.д. Этот процесс принял массовый характер и очевидно, что все эти случаи – звенья одной цепи госполитики АР. Гейдаризация Даже по официальной статистике АР, которую трудно назвать объективной, в Закатальском районе превалирует аварское население. Несмотря на это, со времен перестройки среди первых лиц района не было представителя этого народа. Даже весьма жесткий советский режим практиковал здесь систему национального квотирования: одну из ключевых должностей района занимал аварец. Реалии последних двадцати лет таковы, что в здании Закатальского муниципалитета «и днем с огнем», как говорится, не отыщешь аварского чиновника. Это сродни «этнической чистке» в политическом пространстве региона. Если и найдется в этом роскошном дворце местных власть предержащих с видом на парк имени Гайдара Алиева, примыкающего к проспекту и школе имени Гайдара Алиева, аварский госслужащий, то и он будет подобран за предательство национальных интересов своего народа. Кладбище народов? В условиях многонационального государства, тем более стремящегося к евроинтеграции, такая однобокая и тоталитарная модель управления вызывает недоумение и ухудшает имидж страны в глазах мирового сообщества. Граждане Азербайджана аварской национальности оказываются ущемлены в правах, разочаровываются и частично мигрируют в Россию. Самая крупная их закавказских республик становится непривлекательной для жизни, «кладбищем народов», страной-изгоем, граждане которой не защищены ни юридически, ни духовно, ни культурно. Этнические дагестанцы, веками проживающие на этих землях, в настоящее время ощущают на себе тотальный прессинг бакинских властей во всех сферах жизнедеятельности – в экономической, социальной, культурной, религиозной. Административный ресурс, грязные технологии и подтасовка результатов выборов не дают аварцам достойно представлять интересы своих избирателей даже на районном уровне. По свидетельству многочисленных респондентов, избирательных процесс в данном регионе превращен в фарс. Силовые структуры РА, в обязанность которых входит обеспечение честных, свободных, демократических выборов, нисколько не препятствуют нарушениям, сплошь и рядом встречающимся во время избирательных кампаний. Более того, они всеми силами способствуют удалению с политической арены неугодного Баку кандидата. К сожалению, таковыми оказываются все претенденты аварской национальности. Наглядный пример – история с выдвижением кандидатуры в Мелли Меджлис главы муниципалитета Динчи Магомеда Миллатова в 2005 году. Обладая колоссальной популярностью среди местного населения, Миллатов лидировал в выборной гонке. Государственный механизм республики сработал на подавление волеизъявления народа. Вместо Миллатова «защищать интересы закатальских аварцев» в парламенте Азербайджана стал терекемеец Халилов Дуньямин Закир-оглу. Миллатов был избран главой селения Динчи в 2004 году. Когда в 2009 году Миллатов вновь выставил кандидатуру на должность главы динчинского муниципалитета, были попытки помешать его переизбранию. Али Анцухский Симптоматично, что после политического убийства в 1996 году в Баку депутата Милли Меджлиса Али Анцухского, азербайджанское руководство не пускает в парламент страны этнического аварца. Политическое убийство считается раскрытым, когда найдены заказчики. Поэтому есть все основания полагать, что убийство депутата Анцухского останется «висяком», дискредитирующим официальную власть Азербайджана. Вопросы, которые ставил и решал депутат, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, спустя 18 лет после его гибели. Например, автомобильное сообщение, который связал бы районы Дагестана с Цором. Начало ему положил положил Анцухский. «Потемкинские деревни» В Закатальском регионе официальная правительственная делегация Дагестана отметилась лишь раз — в январе 2008 года. Организованные встречи с местными жителями провели в селениях Макав, Кабахчоли… При этом азербайжанская сторона жестко регламентировала тематику задаваемых вопросов и следила за тем, чтобы члены дагестанской делегации напрямую не общались со своими джаро-белоканскими соплеменниками. В итоге руководитель делегации по возвращении в Дагестан выступил с отчетом по положению этнических дагестанцев в Азербайджане, в котором отразил не реальную, а искаженную картину действительности. Жизнь в Джаро-Белоканах небогатая. На селе используют гужевой транспорт. Жители региона предоставлены самим себе. Государство всячески препятствует вывозу продукции за пределы АР, резко увеличив таможенные пошлины и включая другие рычаги сдерживания. Нет промышленных предприятий, высокая безработица. Учреждения здравоохранения и образования представляют собой старые здания. Здание динчинской больницы на 46 коек буквально разваливается, отсутствует необходимая аппаратура, дефицит лекарств. Глава района Мубариз Ахмед-заде в 2011 году посетил это заведение, обещал помочь. Однако, как говорится, воз и ныне там. Средняя школа функционирует в домостроении 1924 года. Не лучше обстоят дела и в религиозной сфере. Был период, когда власти запретили исполнения азана. Даже в таком крупном историческом центре аварцев как селение Джар пятничная проповедь ведется на азербайджанском языке: существует негласное распоряжение. Мечети ветшают, многие нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Гамзат Изудинов sp-analytic.ru

Зачистка в Джарах. Аварское население в Азербайджане на грани полной ассимиляции
Декабрь 17, 2012 http://lezgistan.tv/avarskij-vopros/zachistka-v-dzharax-avarskoe-naselenie-v-azerbajdzhane-na-grani-polnoj-assimilyacii/#more-3969
Исследования и соцопросы, проведенные в Закатальском районе Азербайджана, показали, что этнические дагестанцы подвергаются прогрессирующей ассимиляции. Несмотря на то, что РА подписала все европейские конвенции, по которым она обязана соблюдать права человека и способствовать сохранению культуры, языка и идентичности национальных меньшинств, повсеместно оказывается жесткое давление на институты гражданского общества нетитульных народов республики.

Покушение на память
Активного общественника, ратовавшего за сохранение и преумножение исторического наследия аварцев, руководителя аварского общественного движения имени имама Шамиля Асхабали Махмудова «отлучили» от созданной им организации, выдвинули на его место «ручного» управляющего. Работа движения свернута.
Махмудов почти 20 лет добивался увеличения часов преподавания аварского языка в школах Закатальского, Белоканского и Кахского районов РА, в которых проживают аварцы. По его инициативе в селении Джар воздвигнут памятник имаму Шамилю. По словам Махмудова, он планировал открыть при данном мемориале культурно-исторический центр, в котором функционировали бы также и театр.
Даже проведение фестиваля аварской культуры является большой проблемой для аварцев современного Азербайджана. В начале 2000-х годов данное мероприятие было разогнано полицейскими.
Могила шамилевского наиба Хаджи-Мурата в запущенном состоянии, она подвергалась актам вандализма. А табличка с трассы около селения Тангыт, указывавшая на место захоронения, неоднократно распиливалась.
Несмотря на то, что политические, культурные и другие права азербайджанцев в Дагестане соблюдаются наравне с правами других народов РД, в АР все наоборот. Во властных структурах районов, являющихся территориями компактного проживания этнических дагестанцев, очень мало их представителей.
Имамы аварских сел говорят, что Азербайжанский муфтият стремится внедрить ассимиляционную политику властей и в мечетях — при помощи духовенства. Существует неофициальный запрет на чтение проповедей на родном языке, который используют дибиры только в некоторых мечетях.
Местная топонимика искажается на азербайджанский лад. Например, село Нухбикь называют Йолайрыдж, Аракиб – Фындыклы, Халатолиб – Узунгазмалар, Эхеди Тала – Юхары Тала и т.д. Этот процесс принял массовый характер и очевидно, что все эти случаи – звенья одной цепи госполитики АР.
Гейдаризация
Даже по официальной статистике АР, которую трудно назвать объективной, в Закатальском районе превалирует аварское население. Несмотря на это, со времен перестройки среди первых лиц района не было представителя этого народа. Даже весьма жесткий советский режим практиковал здесь систему национального квотирования: одну из ключевых должностей района занимал аварец.
Реалии последних двадцати лет таковы, что в здании Закатальского муниципалитета «и днем с огнем», как говорится, не отыщешь аварского чиновника. Это сродни «этнической чистке» в политическом пространстве региона. Если и найдется в этом роскошном дворце местных власть предержащих с видом на парк имени Гайдара Алиева, примыкающего к проспекту и школе имени Гайдара Алиева, аварский госслужащий, то и он будет подобран за предательство национальных интересов своего народа.
Кладбище народов?
В условиях многонационального государства, тем более стремящегося к евроинтеграции, такая однобокая и тоталитарная модель управления вызывает недоумение и ухудшает имидж страны в глазах мирового сообщества.
Граждане Азербайджана аварской национальности оказываются ущемлены в правах, разочаровываются и частично мигрируют в Россию. Самая крупная их закавказских республик становится непривлекательной для жизни, «кладбищем народов», страной-изгоем, граждане которой не защищены ни юридически, ни духовно, ни культурно.
Этнические дагестанцы, веками проживающие на этих землях, в настоящее время ощущают на себе тотальный прессинг бакинских властей во всех сферах жизнедеятельности – в экономической, социальной, культурной, религиозной.
Административный ресурс, грязные технологии и подтасовка результатов выборов не дают аварцам достойно представлять интересы своих избирателей даже на районном уровне. По свидетельству многочисленных респондентов, избирательных процесс в данном регионе превращен в фарс.
Силовые структуры РА, в обязанность которых входит обеспечение честных, свободных, демократических выборов, нисколько не препятствуют нарушениям, сплошь и рядом встречающимся во время избирательных кампаний. Более того, они всеми силами способствуют удалению с политической арены неугодного Баку кандидата. К сожалению, таковыми оказываются все претенденты аварской национальности.
Наглядный пример – история с выдвижением кандидатуры в Мелли Меджлис главы муниципалитета Динчи Магомеда Миллатова в 2005 году. Обладая колоссальной популярностью среди местного населения, Миллатов лидировал в выборной гонке. Государственный механизм республики сработал на подавление волеизъявления народа.
Вместо Миллатова «защищать интересы закатальских аварцев» в парламенте Азербайджана стал терекемеец Халилов Дуньямин Закир-оглу. Миллатов был избран главой селения Динчи в 2004 году. Когда в 2009 году Миллатов вновь выставил кандидатуру на должность главы динчинского муниципалитета, были попытки помешать его переизбранию.
Али Анцухский
Симптоматично, что после политического убийства в 1996 году в Баку депутата Милли Меджлиса Али Анцухского, азербайджанское руководство не пускает в парламент страны этнического аварца. Политическое убийство считается раскрытым, когда найдены заказчики. Поэтому есть все основания полагать, что убийство депутата Анцухского останется «висяком», дискредитирующим официальную власть Азербайджана.
Вопросы, которые ставил и решал депутат, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, спустя 18 лет после его гибели. Например, автомобильное сообщение, который связал бы районы Дагестана с Цором. Начало ему положил положил Анцухский.
«Потемкинские деревни»
В Закатальском регионе официальная правительственная делегация Дагестана отметилась лишь раз — в январе 2008 года. Организованные встречи с местными жителями провели в селениях Макав, Кабахчоли… При этом азербайжанская сторона жестко регламентировала тематику задаваемых вопросов и следила за тем, чтобы члены дагестанской делегации напрямую не общались со своими джаро-белоканскими соплеменниками. В итоге руководитель делегации по возвращении в Дагестан выступил с отчетом по положению этнических дагестанцев в Азербайджане, в котором отразил не реальную, а искаженную картину действительности.
Жизнь в Джаро-Белоканах небогатая. На селе используют гужевой транспорт. Жители региона предоставлены самим себе. Государство всячески препятствует вывозу продукции за пределы АР, резко увеличив таможенные пошлины и включая другие рычаги сдерживания. Нет промышленных предприятий, высокая безработица.
Учреждения здравоохранения и образования представляют собой старые здания. Здание динчинской больницы на 46 коек буквально разваливается, отсутствует необходимая аппаратура, дефицит лекарств. Глава района Мубариз Ахмед-заде в 2011 году посетил это заведение, обещал помочь. Однако, как говорится, воз и ныне там. Средняя школа функционирует в домостроении 1924 года.
Не лучше обстоят дела и в религиозной сфере. Был период, когда власти запретили исполнения азана. Даже в таком крупном историческом центре аварцев как селение Джар пятничная проповедь ведется на азербайджанском языке: существует негласное распоряжение. Мечети ветшают, многие нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.
Гамзат Изудинов
sp-analytic.ru

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s