Антинаучные тюркоязычные шумеры – «История» Азербайджана в учебниках

http://nt.am/ru/news/15546/
27-01-2011
Еркрамас – Независимость освободила историков многих стран постсоветского пространства от необходимости соблюдать научные требования к методологии, подбору исторических фактов, состоятельности выводов и оценок. Идеологические и политические задачи на страницах учебников стали решаться без всякого участия науки. Как сообщает Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас», об этом сообщается в книге “Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств”, изданной в Москве в 2009 году. Мифологизация стала едва ли не основным способом исторического восприятия. Наиболее наглядно это видно, когда речь заходит о происхождении современных народов и, соответственно, о древности национальных историй. Так, в азербайджанском учебнике истории древнего мира мы можем обнаружить категорическое утверждение: «Азербайджан считается одним из первых мест обитания древних тюрков». Одновременно в том же учебнике говорится, что тюрками также были и шумеры: «В VII — VI тысячелетиях до нашей эры тюркоязычные племена шумеров переселились в Месопотамию из Центральной Азии и подножия Алтайских гор». Получается, что древность происхождения азербайджанцев сопоставима с древностью шумеров. Однако шумеры, по убеждению мировой науки, не только не были тюркоязычны, но «шумерский язык отделен от почти любого «кандидата» в родственные с ним языки многими тысячами лет и километров». Авторы учебника не могут этого не знать, но тем не менее связь своих предков с шумерами подчеркивают: «Первые письменные свидетельства о племенах древнего Азербайджана даны в шумерских эпосах и клинописях». Учебник для 6-го класса по истории Азербайджана начинается с фразы: «Азербайджан является одним из древнейших очагов культуры в мире». Школьникам предлагается усвоить, что «Аратта (существовавшая во второй половине III тысячелетия до н. э.) была первым государственным образованием на территории Азербайджана». Причисление населения Аратты к древним тюркам, с которыми азербайджанцы связывают свою родословную, дается, правда, лишь намеками. Зато сменившие Аратту Луллуби, Кути и др. однозначно приписываются к тюркской истории, хотя в науке существуют большие сомнения на этот счет. Кроме того, государствами здесь называются всего лишь «постоянно распадающиеся союзы племен». По пояснению В.А.Шнирельмана, корни подобных «научных открытий» следует искать в творчестве публицистов и «исследователей»-самоучек, широко распространившемся в перестроечные годы. Для авторов современных азербайджанских учебников все очень просто: «Азербайджанские тюрки образовались в результате слияния проживавших на этой обширной территории с древнейших времен и переселявшихся сюда периодически тюркских этносов, известных под различными названиями — азери, гаргары, албаны, гунны, хазары, сабиры, огузы и другие». Однако точно известно, что наиболее древние из перечисленных племен — азери и албаны — к тюркам никакого отношения не имеют. На это у авторов находится ответ: «Согласно историческому преданию приблизительно во II веке до н. э. правителем Албании был Аран… Из-за мягкого характера правителя Арана и данного ему прозвища Агу — «хороший, добрый» страну стали называть Агуан (Албания). Как видно, и имя и прозвище первого правителя Албании имели древнетюркское происхождение». Так просто, если не сказать примитивно, в Азербайджане решают и проблему древности, и проблему единства языка, и проблему непрерывности этногенеза и культуры. Единственный недостаток этой схемы — она насквозь антинаучна. Зато позволяет обосновать важнейший для властей Азербайджана тезис: «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана». СПРАВКА: В рамках социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ №192-РП от 14.04.2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, изучено преподавание истории в школах постсоветских государств и восприятие истории ХХ века их населением. Были собраны, частично переведены с национальных языков и проанализированы 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Узбекистана, Украины и Эстонии. Изученные учебники являются наиболее массовыми или даже единственными в школах соответствующих государств. Анализ школьных учебников истории постсоветских стран показывает, что, за исключением Белоруссии и Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о «заклятом враге». На основе материалов, собранных в рамках данных проектов, подготовлен настоящий доклад, выдержки из которого подготовил Сейран Степанян «КАРАБАХ 88».

– Обзор прессы Диаспоры
Новости Армении и Диаспоры – Ноян Тапан (www.nt.am)

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s