До Второй Мировой Войны в Бухарской области существовало более 100 таджикских школ

http://sadoitojikon.com/tajiks/history/87-do-vtoroy-mirovoy-voyny-v-buharskoy-oblasti-suschestvovalo-bolee-100-tadzhikskih-shkol.html

Автор: Samad_Tavarov от 17 февраль 2016

До Второй Мировой Войны в Бухарской области существовало более 100 таджикских школ.По информации, напечатанной в газете “Советская Бухара”от 16-го мая 1989 года, “до войны (1941-1945 гг.) в городе Бухаре были 1 узбекская, 2 русские, и одна татараская школы, остальные были таджикскими.”По последним данным в нынешней Бухаре не осталось ни одной таджикской школы.

Да что там школы! Cудя по официальной статистике, в Бухаре начиная с 1920 года появилась какая-то неизвестная болезнь, от которой, как от эпидемии, “гибнут” только одни таджики. Так, согласно “Узбекской Советской Энциклопедии” (Том 2, 1972, стр. 515),
В 1924 году в Бухарской области жили 42 482 таджика. При общем для Узбекистана и Таджикистана демографическом взрыве, когда население республик увеличивалось в те годы, да и сейчас, скоростными темпами, за 56 лет, в 1970 году численность таджиков составила всего 20 132 человек, т.е. на половину меньше. Перепись населения, проведенная в 1979 году показала, что таджиков осталось – 19 728 человек.Видимо, не только “специальная болезнь” истребляла таджиков в Бухаре, но и сами они перестали сношаться и размножаться. Ни с одной другой нацией здесь такой трагедии не произошло.В журнале “Советская этнография” (1989, № 1, стр. 117-118) приводятся материалы официальных переписей населения по Самарканду, судя по которым та же самая “организованная чума” настигла таджиков и в этом городе.
Так, в 1920 году их было 44 578, а узбеков – 3 311. Через шесть лет, в 1926 году, численность таджиков упала до 10 716, а узбеков молниеносно выросло до 43 440 человек.Стало ли бы такое возможным без фальсификации или откровенного гонения на таджиков? Многие исследователи указывают на насильственную ассимиляцию и открытую депортацию таджиков. Изучалa ли эти моменты своей истории узбекская наука? К сожалению, судя по “анналам” г-нa Хасановa – нет.Я разговаривал с простыми людьми в Бухаре и Самарканде, которые с горечью говорили о том, что были насильно записаны узбеками. Были даже семьи, где брат по документу являлся таджиком, а сестра – узбечкой.Даже когда г-н Хасанов пишет о, так называемой, положительной роли соседнего Узбекистана в урегулировании конфликта 1992-1997 гг. в Таджикистане, темными пятнами остяются многие моменты “этакого урегулирования”, такие как бомбежка горных райнов Таджикистана ВВС Узбекистана (у самого Таджикистана не было военной авиации в 1992 году), участия узбекских военных советников в конфликте и т.д.Г-н Хасанов наверное никогда не задумается, почему в 1997 году, когда был подписан мирный договор между правительством Таджикистана и оппозицией, узбекская делегация отказалась подписывать протокол гарантов мира, а представители оппозиции, которые до того момента, считались ярыми врагами Ташкента, вдруг стали милыми гостями этого города.Он наверное знает, что Таджикистан по требованию Узбекистана вывел из своей территории сторонников Исламского движения Узбекистана: были изгнаны Джума Намангани и Тахир Юлдош вместе с сотнями их сторонниками и членами их семей. Но “ответственный” и “дотошный” исследователь таджико-узбекских отношений г-н Хасанов видимо и не дает себе труда задаться вопросами, почему же Махмуд Худайбердиев, дважды покушавшийся на мир в Таджикистане, до сих пор остается в Ташкенте, и будет ли он призван опять, по указке Ташкента сеять смерть на таджикской территории?И вместе с тем, конечно же приятно читать, что г-н Хасанов желает мира и спокойствия свои соседям – таджикам.МИР НАШЕМУ ДОМУ-н Хасанов пишет: “По мнению С. Аюбзода, почему-то в Самарканде, Бухаре, Ходженте, Шахрисабзе, Пенджикенте, Намангане и других городах живут только одни (курсив наш – С.А.) таджики.”К сведению г-на Хасанова в моем тексте нет таких слов и тем более фразы “только одни”. Глупо было бы писать такое, тогда как и ребенку известно, что население в этих городах смешанное. Я сам неоднократно бывал во всех этих городах и знаю не понаслышке, что там живут представители разных национальностей.Но живые свидетели, и известные исследователи утверждали в моей радиопрограмме, что в этих городах преобладало таджикское население и, что Самарканд и Бухара являются колыбелью таджикской культуры, что Самарканд и Бухара остались на территории Узбекской ССР в результате несправедливого национально-территориального размеживания Средней Азии.Мои собеседники в большинстве своем констатируют факты и основываясь на этих фактах анализируют последствия советского эксперимента. Я, как и они считаю, что история – это цепь событий, с определенными последствиями, а ее описание должно основываться на фактах. Именно о таких фактах и ведется полемика на страницах моей книги. Это – именно те факты, которые даже по желанию всемогуших властителей невозможно надолго упрятать в архивы, и, зарыв как страус голову в песок, думать что их не существует.Тот же академик P. Масов говорит: “Ранящие душу вопросы требуют четких, убедительных ответов.”Оставшись без своих политических, экономичекских, культурных и религиозных центров, и даже вовсе, без единого города (Худжанд тоже на первых порах входил в состав Узбекистана) таджикам было предложено уйти в горы, и вновь начать с нуля, с чистого листа. Кишлак Душанбе, где по понедельникам устраивался базар, был объявлен столицей.Но почти до 1929 года таджикское правительство полностью или частично оставалось в Самарканде, и Самарканд де факто являлся столицей Таджикистана. Чтобы окончательно выдворить таджикское правительство из Самарканда правительство Узбекистана было поспешно переведено из Ташкента в Самарканд, и этот древний город был официально объявлен столицей Узбекистана.Г-н Хасанов прав, что столицей Самарканд оставался до 1930 года, т.е. до периода, когда таджикское правительство полностью покинуло Самарканд, после превращения Таджикской Автономной Республики в полноправную Таджикскую ССР с официальной столицей в Душанбе.Неужели г-н Хасанов никогда не задумывался над тем, почему сначала хотели создать маленькую Таджикскую автономную область в составе Узбекской ССР, потом решились таки на автономную республику, а потом – и на Таджикскую ССР? Неужели для историка не интересно, о чем, и о каких процессах говорят эти пертурбации? Интересно, жаждет ли он, как и мои собеседники, узнать правду, найти корни нынешних проблем нашего региона?Я никоим образом не желаю чтобы моя книга, и ее непонимание (если не умышленное превратное ее толкование) такими как г-н Хасанов мешали строительству добрых отношений между нашими странами. Таджики и узбеки действительно имеют многовековой опыт добрососедства и даже родства. Но что делать, если факты говорят о несправедливой дружбе и односторонной верности?Многие исследователи пишут об исчезновении сартов, которые считаются обузбеченными таджиками, но ведь была еще и зловещая по своим масштабам и результатам насильственная узбекизация таджиков в период правления коммунистов. Зачем нынешнему поколению наших узбекских братьев брать на душу грехи пантюркистов, большевиков и коммунистов, которые в ответе за все эти несправедливости. Зачем они пытаются оправдать лживую, антинародную политику тех, кто заминировал отношения между нашими двумя народами?Может потому, что в Узбекистане до сих пор ничего не меняется в этом плане и доказательством тому – заминированная граница между двумя странами, где ежегодно погибают и калечатся десятки таджиков и узбеков?Дружба, построенная на лжи и недоверии не может быть ни настоящей, ни долговечной, a чтобы достичь этой, настояшей дружбы необходимы поиски и признание исторической правды.Г-н Хасанов сделал первый шаг, но к сожалению ложка меда не сможет изменить ведро дегтя.Истинное понимание истории нужнo еще и для того, чтобы не повторять прошлые ошибки, постараться по возможности исправить эти ошибки, чтобы признать грехи своих предков, иметь возможность осознанно просить прощения у тех, кто стал жертвой несправедливости, и, таким образом очиститься духовно и морально.В нынешнее время мы становимся свидетелями того, как даже по прошествии многих веков одни нации просят прощения у других, и делают все возможное для смягчения нанесенной боли и обиды.
Если сегодня наши политики не готовы к этому, движение дoлжны начать ученые, писатели, журналисты. Но для этого им нужна независимость мышления и историческая правда, а не воинственная политизированность и идеологизированная псевдонаука, работающая по команде политиков. Большинство политиков, как известно, не любят правду, но за их ошибки, как показвает история, расплачиваются ни в чем неповинные простыe люди.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s