Исторические корни связывающие монголов с тюрюкюртами.

https://m.facebook.com/UyghursofUzbekistan/posts/1073504096034321
По решению ЮНЕСКО в 2006 году Чингисхан был признан человеком второго тысячелетия по рождению Христа. В Монголии и в других государствах, в том числе в Казахстане. эта радость была отмечанена вместе с 800 летием инаугурации Чингисхана.
Официальная история монголов констатирует несколько периодов развития государств, сушествовщих на территории современной Монголии
– Жужанский ( по – тюркски Аварский) каганат правил с 402 – 552 гг.
– Туркский( Тюркский) каганат правил с 552 – 632 гг.
– Уйгурский каганат правил с 744 – 840 гг.
– Монгольский каганат с 1206 года, когда вновь официально было возрождено название монгол.
Слово монгол (мунгол) впевые прозвучало в конце IV века когда тобгачи взяли в плен одного кочевника и назвали его «мугульюйем», что до словно переводилось как «плешивый». Потомки мугулюя были смелые и решительные воины, они, быстро собрав свой аймак, хотели отделиться от тобгачей, но потерпели неудачу. Только родовому старейшину Шелуну удалось отделиться от тобгачей. Переселившийся в Халху, то есть на территорию современной Монголии, Шелун, подчинив себе племена гаогюй, в 402 году создал своё государство. Принял титул каган, в войсках вел звания: тысячник и сотник(как вам известно, уважаемые коллеги, аналогичные действия делал и Тимучин, когда ему дали титул Чингисхан и звание каган, что свидельствует о премственности передающееся из поколения в поколение).
Соседние тюркские племена созданное Шелуном государство назвали Аварским, то есть союзом племен, имеющим бунтарский дух, а китайские историки окрестили их «жужанами, роранами, то есть мелкими червями». С такими названием это государсво вошло в историю. Вместе с тем китайцы писали, что жужанни это – гуны, они ранее своего правителя именовали шаньюем, а сейчас называют их ханом или каганом.
Слова: мунгол, мынкол, монгол имет корень: мун, мын, мон, дающее значение тысяча, а гол имеет три значение:
1. Ғол – на уйгурском и могольском языке – главное ущелье. Напрмер: Большая Алматинка, Малая Алматинка, Талгарка, Есик, Турген и т.д.
2. Монголы и уйгуры, межплечье ребенка и взрослого человека называет ғол.
3. Ғолом также уйгуры называют центральный стержень посадочного материала.
В каждом ғоле(ущелье) жили люди одного поколения «бир ата», которые в военное время выставлял 1000 воинов, поэтому вместе со словом монгол иногда произносили и слово мынкол. Слово «монгол» на уйгурском языке, также дает значение: центральный, основной, главный и т. д.
Смена правящей династии гаогюских, аварских, тюркских, уйгурских правителелей в Халхе способствовали возникновению множество племен претендуюших на высшей престол. Династия «Ашина», создавшая в 552 году Туркский каганат оставила в своих уделах благосклонные к ним аварские племена. Так семь аварских аристократических родов, приняв общее названия «долон, что по – монгольски семь» остались в акватории реки Толы. Отдельные аварские царевичи, не признавая власть ашниинцев со своими племенами уходили на Запад. Часть аварцев, прибывших в акваторию реки Итиль(Волга) смешивались с местными племенами, приняли название «булгар, т.е смешанный», а племена, поселившиеся в акватории реки Яик(Урал), на правах господствуюшего племени объединив другие племена, приняли общее названия «модиар – мадьяр».
Булгары и модиары на новом месте признали власть Этими хана, правителя Западного края Туркского каганата, а не признающие их царевичи перешли Итиль и на Севере Кавказа создали Аварское княжество, где в настоящее время живут дагестанцы, которые именуют себя аварцами. Эстеми здесь не давал им покоя, поэтому часть племен ушли к родственникам, проживающим в низовьях реки Гунавар – Днепр.
Радость ашинцев была недолгой, борьба за престол, возникшая среди царевичей, расколола каганат в начале на Восточный и Западный, а потом, в 632 г. потеряв верховную власть, подчинились тобгачам, то есть китайцам. Возрождение каганата было осуществлено в 682 году отцом Культегина – Кутлук каганом. После смерти Кутлука, на престол был возведен дядя Культегина – Капаган. Каган ущемлял права законных наследников, за что был убит сторониками оппозиции. На престол сел сын Кутлука Могилян с тронным титулом Бильге каган. После смерти Культегина и советника кагана Тонюкука, Бильге каган был отравлен сторонниками Капагана. В каганате произошла серия убийств, которая привела страну к гражданской войне. Правитель, зная, что царевичи Дома Ашина не могут договориться друг с другом, в 742 году назначил верховным командующим армией родового вождя племенного объединения токуз уйгуров(девять уйгурских племен) Гули Пэло. В ходе конфликта каган был убит. Гули Пэло установив порядок в стране, в 744 г. возродил первоначальное названия государство – Уйгур, приняв общее названия«Ягликар», утвердил династию токуз уйгуров.
Смена господствующей религии в Уйгурском каганате в конце VIII веке породили борьбу за вероисповедание, а стихийное бедствие в Халхе в первой половине IX веке, расшатало экономику государства. Возмущенная оппозиция, опираясь на помощь киргизских племен и Танской империи в 840 году спалила столицу каганата. От воин и природных катаклизм гибли люди и скот. В отюкетских горах, где в основном проживала правящая свита, от незахоренных туш возникла эпидемия. Пал скот, люди умирали от голода и эпидемии. Оставшиеся в живых люди бежали кто куда. Империя Тан вместе того, чтобы оказать помощь людям, вынудили кагана в 846 году отказатся от титула верховнго правителя. Каганат распался на мелкие ханство и владения.
Эхо распада дошло до Европы. Племенное объединение он уйгуров, в составе которых находились царевичи из династии Ашина воспользовавшись отсутсвием власти, потеснили яликаров и их сторонников. Предки венгров были вытеснены на Запад. Семь родовых старейшин, прибыв на территорию современной Венгрии, положили начало образованиию государство Хунгария.
На севере страны тоже просходили изменения, котое в книге Нестора летописца звучить так: «…В год 862- й изгнали варяг за море и не дали им дани, и на¬чали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И ска¬зали себе: Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву…». Мы не будем акцентировать внимание на Европу, а возвратимся на Восток.
В Халхе через несколько десятков лет восстановилась фауна и флора. Ушедшие жители, возвратившись в свои уделы, образовали племена и племенные союзы. Не остались в стороне и предки Чингисхана Хабулхан и Амбагай. Их соперники – татары, совершив измену, передали монгольских правителей Цинской империи, которые пригвоздили ханов к деревянному ослу. Это побудило отца Чингисхана – Есюгея объединить родственные племена и вести непримиримую войну против татар.
В то время из аристократических племен в Халхе, проживали меркиты, кереиты, монголы, татары и найманы, которые имели свои наследственные уделы. Они всегда искали повод, чтобы объявить войну и присоединить себе территорию соседа. Меркиты, кереиты, монголы, татары и найманы в настоящее время встречаются среди тюркских народов. В частности среди казахов они называют себя казахами, киргизов – киргизами, татаров – татарами, уйгуров – уйгурами и т.д.
Воевавшие с Чингисханом некоторые племена в конце слов имеют окончание «т», которое в монгольском языке имеет значение множественного числа. Или же другой пример. В названии племени «найман», найм по сегоднишний день по – монгольски восемь, а окончание «ан» в словах Иран, Туран, Бадахшан, Азербайджан в тюркском языке дает значение племя, владение и т.д. Найманы в некоторых источниках проходит как «сегиз огузы», то есть союз восеми огузских племен.
Таким образом исторические факты, тексты в исторических памятниках Культегина, Тонюкука, Бильге кагана, Моюн – чора и других памятниках в Монголии, а также лингивистические значения древних и современных слов монголов, дают нам возможность видвигать версию о том, что исторические, культурные и энические корни современных монголов тесно переплетены с тюрукюртами, они период правлениия Чингисхана говорили на тюркском языке, основу которого состовлял уйгурский язык.

К. Масими ……. 15.05.2014 г.

Литература

1. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: Т – 1. Алматы, 1998 г.
2. Всемирная история: Т – 2. Москва, 1956 г.
3. Жолдасбеков М., Сарткожаулы К. Атлас Орхонских памятников. Алматы, 2006 г.
4. История Казахстана и Центральной Азии. Алматы, 2001 г.
5. История Монгольской Народной Республики. Москва, 1983 г.
6. Иловайский Д. И. Разыскание о начале Руси, Москва, 1882 г.
7. Кляшторный С.Г. История Цен. Азии памятники рунического письма. С.Пб. 2003 г.
8. Контлер Л. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. Москва, 2002 г.
9. Масими К. История уйгуров и факты о крепости Пор – Бажын. Алматы, 2011 г.
10. Потемкина И. И. Монголия. Москва, 1988 г.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s