“Историческое” мифотворчество в СНГ, или о том, как нам пудрят мозги.

16.11.06
Мифы, которые нас согревают.

Источник – Новое русское слово
http://centrasia.org/newsA.php4?st=1163624700

Украинская повстанческая армия – герои-освободители или палачи-предатели? Октябрьская революция – национальная катастрофа или освобождение народов? Латвийские легионеры – борцы за свободу нации или пособники фашистов? Изгнание поляков из Московского Кремля – праздник народного единства или повод для борьбы с “инородцами”?..


Казалось бы, эти вопросы должны решаться на научных конференциях и на страницах исторических сборников, пишет сегодня еженедельная газета “Новое русское слово” (Европа-СНГ). Но они вырываются из архивных папок и выходят на улицы. Проблемы прошлого решаются путем манифестаций с драками и ОМОНом. Постсоветское пространство продолжает оставаться исторически озабоченным.

Еженедельник “НРС” (Европа-СНГ) проанализировал основные исторические мифы республик бывшего СССР. Их можно свести к довольно простому набору правил:

1. Наш народ самый древний. В среднем большинство республик увеличивает возраст первых поселений на своей территории на 50 лет в год.

2. Наш народ внес неоценимый вклад в историю цивилизации. Практически каждая республика объявляет себя родиной колеса, конной повозки, стрелы и прочего – вплоть до стиральной ма­шины.

3. Нас окружают злобные враги, которые всегда хотели покорить нашу родину. Hо наш свободолюбивый народ вставал на защиту отчизны во главе с великим героем (фамилию вписать или придумать).

4. Наша армия никогда не убивала мирных жителей и вообще еще с прошлой эры свято соблюдала Женевскую конвенцию. Это армии всех остальных государств грабили, жгли и насиловали всех кого не попадя.

5. После распада СССР наступили трудные времена, но под мудрым руководством Президента (фамилию вписать) наш народ, наконец, обрел стабильность, гордость (список продолжить).

“ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБОИ В СТИЛЕ ФЭНТЕЗИ”

ИНТЕРПРЕТАЦИИ: СТРАНА СРОЧНО КУПИТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБОИ В СТИЛЕ ФЭНТЕЗИ

В постсоветских странах в разгаре перелопачивание истории

Наш народ – самый древний, могучий и справедливый. Он мирно и счастливо жил в Золотом веке до тех пор, пока не пришел коварный и жестокий Враг. На этом Враге лежит ответственность за плачевное состояние дел в современности. Несмотря на всю жестокость Врага, с ним всегда боролись Герои – лучшие сыны и дочери народа, которые сейчас наконец добились свободы для своей страны… Примерно к такой формуле сводится большинство исторических мифов, которые достаточно четко просматриваются в новых учебниках истории постсоветских государств.

Мы – самые лучше

Россия – родина слонов. К этой формуле сводился пафос советских учебников истории. Мы над этим смеялись. Теперь у слонов появилось целых пятнадцать родин. В каждой постсоветской республике сотворена своя история.

Чем хуже настоящее и неопределеннее будущее, тем крепче страна хватается за свой национальный миф. “Любовью” к своей древности в каждой из постсоветских стран пытаются компенсировать текущую коррупцию и прочие неурядицы. “Да, сейчас у нас трудные времена, но мы очень древний, мудрый, уникальный, гордый и т. д. народ”, – любят повторять политики. И чтобы сомнений в этой древности и мудрости не было, школьные программы каждой из стран переписываются под нужды текущего политического момента.

На круглых столах и конференциях уже не раз звучала идея создать единый учебник истории стран СНГ. Но даже если историки сумеют договориться между собой (а заодно и чиновники, которые должны такой учебник финансировать) и подобный труд будет выпущен, он вряд ли дойдет до обычных школ. Уж больно “непатриотичным” он будет.

Мы – самые древние

Первейший способ показать уникальность народа – рассказать, какой он древний. С каждым днем патриотичные историки доказывают, что корни их народов куда глубже уходят в историю, чем считалось еще пару лет назад. А вклад их нации в мировую историю не сравним ни с каким другим. Выясняется, что родина человечества находится в Узбекистане, Чингисхан был казахом, Адам и Ева – украинцами, Иисус Христос – грузином и так далее.

Завораживает, например, история, Азербайджана. Его летописцы выводят родословную государства прямо от Иафета – сына Ноя. Да, того самого, что спасся от потопа на ковчеге. “В библейской классификации древние азербайджанцы-мидяне и персы относятся к единой расе – к сынам Иафета, – говорится в учебнике Т. Мустафа-заде “Всеобщая история”. – Причем мидийцы – более древний народ, первая генерация от Иафета…”. И далее: “Возрождение независимой азербайджанской государственности происходило здесь еще задолго до восточного похода Александра Македонского…”.
Вместе с азербайджанцами от Иафета произошли также и грузины, которые считают своим прародителем легендарного героя Таргамоса.

Как пишет грузинский историк Леонтий Мровели, “…по разделении языков, когда воздвигали башню Вавилонову, пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами – Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет”.

Мариам Лордкипанидзе, другой грузинский историк, пишет о ведущей роли Колхидского царства в становлении античной цивилизации: “Возникновение мифа о Ясоне и аргонавтах можно объяснить лишь одним: уже во втором тысячелетии до нашей эры жителей Микен манит вожделенная страна колхов. Не здесь ли, на Кавказе, впервые выплавили бронзу, сплав меди и олова? Не здесь ли изготовили знаменитое золото Трои – коллекцию золотых украшений, обнаруженную Шлиманом?”

От гордых народов Кавказа не отстают в знатности происхождения узбеки, обнаружившие среди своих предков Заратустру: “Узбекистан с давних времен называется в противоположность к Ирану “Туран”. Заратустра, проповедник единого Бога Ахура-Мазды, происходит родом из сегодняшнего Узбекистана”.

Из той же серии история о том, что киргизы – это одно из потерянных колен Израилевых.

Мы – самые главные

Еще один путь показать величие – разобраться, чей народ был “главнее”. Особенно остро этот вопрос стоит в тех государствах, которые имели какое-либо отношение к Киевской Руси.

Украинские историки, смущенные самим названием государства – пусть и Киевская, но все же Русь, – решили в корне пересмотреть историю возникновения русского народа. Теперь, оказывается, настоящие русские – это не жители России, а белорусы и украинцы: “Название “Украина” распространяется из Надднепрянщины на все украинские земли, вытесняя прежнее – “Русь”.

Позднее украинцы выступили в роли своего рода просветителей: “Украинцы искренне отдавали Московии все свои силы, все свои знания, и на протяжении XVII века они подготовили плодородную почву для реформ Петра I и были его ближайшими помощниками, когда пришлось эти реформы проводить в жизнь. Преодолев тот мостик, которым для московского общества являлась украинская культура, Россия в XVIII веке стала способной непосредственно воспринимать все европейские новшества”.

Свой взгляд на раздел наследства Киевской Руси и у белорусских авторов школьных хрестоматий: “На месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие – попали в состав Литовской Руси. В центре Европы “от моря до моря” раскинулась самая многоэтническая, веротерпимая и просвещенная держава – Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Благородные рыцари расширяли границы в основном мирным путем и на договорной основе”.

Историки Литвы также настаивают на мирной версии Средневековья и особенно подчеркивают свою роль в установлении благодати: “Способы присоединения новых земель были различными. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского… Литовцы стали единственной ветвью балтов, которые вошли в цивилизацию средневековой Европы со своим государством и государем-королем Миндаугасом…”

Более воинственными оказались эстонцы, без которых Киевская Русь не смогла бы одержать самых славных побед: “Эстонцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад… Сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя”.

Вокруг нас – враги

Главным врагом древних цивилизованных народов была, разумеется, Россия. Если почитать грузинский учебник истории Древнего мира, то вы узнаете, что колониальная политика России в отношении народов Кавказа началась еще тысячу лет назад: “Император Византии Василий II с многочисленным войском двинулся на Грузию, чтобы захватить большую часть наследства скончавшегося в 1001 году царя грузин – Давида Куропалата”.

А вот как описывается знакомство просвещенных азербайджанцев с дикими и воинственными северными варварами: “Во время похода 914 года дружины славян месяцами беспощадно грабили населенные пункты прикаспийского побережья Азербайджана. Учинили расправу над мирным населением, женщин и детей увели в плен”.

А в книге Махмуда Исмаила “История Азербайджана” можно прочитать: “Захват северных земель Азербайджана Россией привел к потере азербайджанским народом своей государственной независимости… В результате захвата Азербайджан превратился в сырьевую базу для царской знати и русских предпринимателей…”

Второй главный враг Азербайджана – Армения, граждане которой – опять-таки по воле русских – переселились на исконно азербайджанские земли Нахчывана и Карабаха и вытеснили местное население. У другой стороны – Армении – свои претензии к соседям. Специалисты даже поговаривают о “карабахизации” исторического сознания в республике. Множество публикаций и исследований сводятся к одной мысли – “Нагорный Карабах – наш!” (точно так же многие продукты грузинской исторической науки подводят к мысли: Осетия и Абхазия – это часть Грузии). Другой постоянный враг армянского народа – Турция. Ненавистью к южному соседу сквозит любое историческое исследование.

Однако и у Армении есть претензии к России. И хотя большинство историков отмечают, что “переход Восточной Армении в состав России спас армянский народ от физического уничтожения”, в то же время, “став колонией России, Армения не получила даже формальную автономию”.

Авторы учебника “История Республики Казахстан” уверены, что “Россия специально провоцировала джунгарское нашествие, чтобы потом спасать казахов”.

Теория заговора активно используется и в украинской литературе. Как пишут авторы “Введения в историю Украины”, даже передача Крыма была актом подлости и несправедливости по отношению к многострадальному украинскому народу. “Включение Крымского полуострова в состав Украинской CCР, которое состоялось в ознаменование 300-летия “воссоединения” Украины с Россией, было попыткой переложить на плечи Украины часть моральной ответственности за выселение с полуострова крымско-татарского населения и вынудить ее взять на себя восстановление хозяйственной и культурной жизни на полуострове”. Что уж говорить о том, что Чернобыльская катастрофа – это прямой результат диверсии Москвы против свободолюбивого украинского народа.

Но более всего русские демонизированы в учебнике “История Узбекистана”, вышедшем в 2001 году: “Россия – вор имущества в мировом масштабе”; “История сама наделила русский народ способностями колонизатора… царская Россия и Советы воспитывали русский народ в духе шовинизма”.

Среди нас есть герои

Герои нужны, чтобы на них равняться. Но не у всякой страны найдется нужное количество героев во всех исторических эпохах. Поэтому поиск новых имен не останавливается ни на минуту. Вспомним, например, внезапную метаморфозу, случившуюся с гетманом Мазепой в украинском фильме “Молитва о гетмане Мазепе”. Гетман в старой версии был предателем, в новой – защитником и страдальцем.

Из-за дефицита героических кадров приходится выставлять на пьедестал даже тех, чьи подвиги кажутся весьма сомнительными. К примеру, в Латвии наряду с прославлением легионеров из латышского легиона Waffen 55 на пьедестал почета возвели и латышских стрелков, которые своими штыками привели Ленина к власти. Логика проста: “Стрелки, борясь против белых, боролись против восстановления единой и неделимой России, за независимую Латвию”.

Иногда дело доходит и до исторических курьезов. К примеру, в эстонском учебнике рассказывается даже про случай, когда полководец Суворов, проезжая в своей карете, потребовал у двух крестьян на телеге освободить дорогу, но они не подчинились и “намяли Суворову бока”. Этот исторический анекдот подается как “яркий пример несгибаемого духа эстонского народа”.

Послесловие: мифу – миф!

В России очень любят возмущаться учебниками из стран бывшего СССР. Дескать, объявили нашу добрую матушку-Россию оккупантом, а себе приписывают какие-то немыслимые подвиги. Здесь есть над чем иронизировать. Но и сама Россия все больше втягивается в сотворение мифологии.

Некоторые российские историки изображают свою страну просто ангельской: “Новые территории никогда не разграблялись, население не становилось данником далекой метрополии. Везде сохранялись существовавшие до того общественный уклад и привычные нормы жизни… В России не было дискриминации по национальному или расовому признаку…” – сообщает школьникам учебник Боханова для 8–9-х классов.

И в подобном подходе тоже чувствуется политический заказ. “Все-таки учебники должны воспитывать, особенно в молодых людях, чувство гордости и за свою отечественную историю, и за свою страну”, – сказал как-то Владимир Путин.

И от этой всеобщей исторической гордости становится как-то грустно. По-хорошему гражданин должен относиться к своей истории, как к самому себе. То есть видеть достоинства и недостатки, гордиться хорошими поступками, стыдиться плохих. Если человек ничего, кроме гордости за себя, не испытывает, то это уже какая-то психологическая патология. С таким субъектом неприятно общаться, такому не хочется давать в долг или приглашать его в гости.

То же самое и с историей.

ФАНТАЗИИ: ВСЕОБЩАЯ ПЕРЕПИСЬ ИСТОРИИ

В школьных учебниках истории можно найти много такого, от чего волосы встают дыбом. Муравьев-вешатель, оказывается, был “талантливым администратором”, адмирал Колчак – командиром Красной Армии, а казахские стрелы по мощности превосходили пулемет.

Господарь ел кукурузу еще до открытия Америки

Если бы проводился конкурс среди учебников Молдавии, то позицию лидера в номинации “скандал” уже десять лет удерживал бы курс “История румын”. Обязательные для изучения с младшего школьного возраста книги пестрят абсурдными историческими неточностями.

Так, пятиклашек уверяют, что господарь Молдовы и Румынии Стефан Великий обожал молдавские национальные блюда – в частности, мамалыгу с приправами. Историки Г. Паладе и И. Шаров не только упустили тот факт, что этот господарь никогда не правил Валашским княжеством, но и позабыли, что в годы его правления еще не была открыта Америка, а следовательно, и кукурузы на мамалыгу не было.

Молдаван в учебнике называют “румынами из Транснистрии”, а румынская нация на протяжении веков предстает окруженной врагами. Цитата: “Мы должны признать, что румыны были жертвами истории и других этнических общностей”.
Многие годы представители этнокультурных и национальных обществ, в том числе организации “Про Молдова”, которую сложно обвинить в русофилии, рассылали письма с требованием либо привести учебники по “Истории румын” к исторической правде, либо разработать собственный курс истории, но результатов пока нет.

Как “бацькин” учитель правду написал

Пересмотр концепций исторического образования Александр Лукашенко начал буквально через год после своего избрания президентом, запретив к использованию в школах учебники истории, выпущенные во время перестройки и в первые годы суверенитета. Рекомендовано было учить детей по учебникам еще эпохи “развитого социализма”.

Запрещая перестроечные учебники, точно знал, какая история ему не нужна. Та, в которой детям рассказывалось бы о репрессиях сталинского режима, о бедствиях гражданской войны, о гибели 85% творческой интеллигенции Белоруссии в ходе борьбы с “нацдемами”. А вот какой именно учебник ему нужен, “бацька всех белорусов” себе не представлял.

И тогда он вспомнил о собственном преподавателе истории, работавшем в Могилевском педагогическом институте в те далекие времена, когда Саша Лукашенко был молодым безусым юнцом. Звали этого преподавателя Яков Трещенок, не имел он ученых степеней, но именно ему и поручено было написать новый образцовый учебник.

Яков Иванович взялся за поручение со всей присущей ему добросовестностью. И в 2001 году первый том учебника был готов.

По логике этого учебника собственной истории у белорусов как будто и не было. Все хорошее связано с Россией. Национально-освободительное движение, которое признавали даже коммунистические историки, не более чем польская интрига. Царь-батюшка, православная церковь – вот основа белорусской цивилизации. А остальное от лукавого.
Самые яркие “открытия” Якова Трещенка касались восстания легендарного мужицкого вождя Кастуся Калиновского, память о котором была канонизирована еще в советские времена. Калиновского объявили не белорусом, а поляком, не Кастусем, а Викентием, не борцом за свободу, а бандитом. А противостоял ему мудрый виленский генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьев – один из талантливейших российских администраторов.

И ни слова о том, что уже современниками – причем коренными русаками, самыми что ни на есть православными – сей талантливый администратор был прозван Муравьевым-вешателем.

Министерство рекомендовало учебник Якова Трещенка для использования во всех университетах и педагогических институтах страны.

Древние латыши охотились на мамонтов

В Латвии уже 13 лет официальным пособием по истории для 5-го класса русской общеобразовательной школы служит учебник “Родной край”, написанный Индулисом Кениньшем. Учебник начинается с поэтично-познавательного описания природы страны: на первых 72 страницах – дайны о Даугаве (народные песни) и рассказы о том, что отрывать жукам ножки нехорошо.

В разделе “Древняя история латышского народа” древние латыши охотятся на мамонтов. Судя по цветной карте, балты во второй половине I тысячелетия до нашей эры занимали территорию в восемь раз большую, чем славяне.

Дальше начинается тема русской агрессии. “Русские княжеские дружины часто нападали на земли латгалов”, “хотели покорить и другие народы Латвии”. Со всей прямотой Кениньш признает, что “нередко латгальские воины совершали набеги на русские земли и отбирали награбленное”.

С XII по XIX век народ Латвии попадает “под иго чужеземцев”. На восемь веков документированной истории страны Кениньш отвел всего 30 страниц. Но зато добавил в них красноречивых деталей. Например, что благодаря Петру I “тысячи латышей были истреблены” и “для латышских крестьян наступили времена еще более тяжелые, чем во времена Ливонии”. Автор неоднократно подчеркивает, выделяя шрифтом: “Никогда жизнь латышских крестьян не была столь тяжелой, как после присоединения Латвии к России”.

Особое место – латышским легионерам СС. Многие из них “отличились в боях особой выносливостью, умением и отвагой”, без уточнения, при каких именно битвах. Уточним мы: легионеры участвовали в блокаде Ленинграда, зачистках прифронтовой полосы Белоруссии и наведении порядка в Варшавском гетто. В учебнике об этом лишь поэтичная строчка: “Пришив к этой форме как символ веры маленький красно-бело-красный щит, они, стиснув зубы, врубились в наводненную чужими войсками землю отчизны”.

Итоги исторического развития Латвии до обретения независимости оказались таковы: “Латвия из процветающего культурного государства, которое во всей Европе могло гордиться своим чистым и прозрачным морем, ухоженными городами и сельскими усадьбами, превратилась в запущенную окраину Советского Союза”.

Стрела сильнее пулемета

Учителя Восточного Казахстана на одном из популярных телеканалов во всеуслышание заявили, что вынуждены учить детей не по учебникам, а используя лишь дополнительную литературу. В книгах – ошибки в датах и исторических фактах.
К примеру, в учебниках истории для старших классов казахстанские составители причислили белогвардейских офицеров Бориса Аненкова, Александра Дутова и Александра Колчака к членам ревкома советской власти. А фамилию декабриста Муравьева-Апостола в книге сократили, забыв написать ее вторую часть.

Даже президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на III съезде работников образования и науки, был вынужден оправдываться перед общественностью: “Из учебника истории я узнал, что убойная сила стрелы саков составляла 800 метров! Я не профессиональный военный, но знаю, что далеко не все образцы современного стрелкового оружия обладают такими свойствами!”.

Фантазия авторов не закончилась на том, чтобы просто запутать учеников ошибками. Они используют и другие приемы. В одном случае автор учебника за 5-й класс слово в слово повторяет учебник 2-го курса вуза. В другом – детям объясняют, что аким (мэр) должен обладать шестью качествами – гениальностью, деловитостью, умением внушать доверие, хорошо мечтать, обладать талантом повести войско и при этом не иметь ничего личного. В третьем – шестиклассникам рассказывают, что
>гуннская империя “освободила Европу от римского гнета, способствовала уничтожению рабовладельческого строя”. (Вообще-то герой Аттила убил своего родного брата и поголовно вырезал многие города, а в Европе его звали не иначе как “бичом Божьим” за феноменальную даже для тех времен жестокость.)

Но особенную любовь составители школьных программ питают к эпохе раннего железа. Ученикам приходится подробно изучать 29 курганов. Несчастным детям необходимо запомнить название курганов, их расположение, форму, высоту, диаметр, вид покрытия и слои засыпки, позу покойного, предметы, найденные по правую руку от него; предметы, найденные по левую руку и еще уйму разных характеристик.

Если авторы учебников ставили перед собой задачу привить ребятам пламенную ненависть к изучению истории Казахстана, они наверняка добились своей цели.

РАСКОПКИ: ПАРАД ДРЕВНОСТЕЙ

“Наш народ самый древний!” – этот лозунг превращается в политический заказ, который власть адресует своим ученым. И те, засучив рукава (в прямом и переносном смысле), принимаются искать доказательства. Для этой цели нет ничего лучше археологических раскопок – каждая уважающая себя страна извлекает из государственных недр тонны древних черепков и окаменевших костей. И с каждой тонной национальная гордость все растет и растет. Вот лишь некоторые из поразительных открытий, сделанных археологами в последние годы.

Грузины – первые европейцы

Кто такие Зезва и Мзия, сегодня в Грузии знают многие. По своей популярности они не уступают самым известным людям в стране. Они не совершали революций, не строили нефтепроводов, но прославили маленькую Грузию на весь мир. Потому что якобы жили миллион 800 тысяч лет назад. Древнее их в Европе пока не обнаружено.

Поэтому Зезва и Мзия, как их назвали грузинские археологи, могут совершить переворот в истории. Так, по крайне мере, считают Давид Лорд­кипанидзе и Лео Габуния, крестные отцы гоминидов.

О находке ученых стало известно в прошлом году, хотя раскопки на городище близ Дманиси велись чуть ли не с 30-х годов прошлого века. Но тогда это место представляло интерес для ученых потому, что там проходил Великий шелковый путь.

И вдруг при раскопках обнаружились фрагменты человеческого скелета. Когда определили возраст найденной нижней челюсти, выяснилось, что гоминиду 1,6–1,8 млн. лет. То есть он был минимум на 600 тысяч лет старше, чем самый древний человек, останки которого были найдены в Европе до сих пор.

Когда они привезли дманисскую челюсть в Германию на конгресс палеонтологов, зарубежные коллеги только что в глаза не говорили грузинским ученым, что они “мошенники от науки”.

“Мы тогда здорово разозлились и дали себе слово, что найдем новые доказательства того, что именно в Грузии обитал первый человек в Европе”, – говорит Давид Лордкипанидзе. Не прошло и года, как грузинские археологи в нескольких метрах от того места, где была найдена челюсть, нашли два черепа гоминид. Это и были Зезва и Мзия. О них писали ведущие научные журналы, а в Грузию съезжались именитые ученые.

Президент Михаил Саакашвили после “появления на свет” Зезвы и Мзии не упускает возможности напомнить международному сообществу, что грузины являются прародителями первых европейцев, надеясь, что это поможет Грузии как можно быстрее вступить в Евросоюз.

Апостол Матфей найден в Киргизии

Киргизские археологи обнаружили на побережье высокогорного озера Иссык-Куль средневековый христианский монастырь, рядом с которым предположительно покоятся мощи одного из двенадцати учеников Иисуса – святого апостола Матфея.

Летом прошлого года международной научной экспедиции под руководством киргизского академика про­фессора Владимира Плоских удалось обнаружить руины монастыря, сооруженного примерно в XIV веке.

К поискам именно в этом месте киргизских ученых подтолкнула так называемая Каталонская карта мира, составленная в 1375–1377 годах венецианскими купцами Авраамом и Иегуди Крескесами, путешествовавшими по Великому шелковому пути. В документе помимо прочего изображено “киргизское море” и надпись: “Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, в котором, говорят, пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста”.

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир высказал такую версию попадания мощей святого Матфея на территорию нынешней Киргизии: “Как известно, мученическую кончину за Христа он принял в Сирии, откуда, по-видимому, еще во II-III веке бежавшими от древнеримских гонений христианами честные мощи апостола были перенесены в край, славящийся широкой веротерпимостью”.

Правда, сами мощи до сих пор не найдены. Специальная экспедиция телекомпании IPV News USA с помощью геофизической аппаратуры якобы обнаружила в водах Иссык-Куля некое захоронение. Однако ученые и журналисты не настаивают на том, что находка имеет отношение к Матфею.

Гражданская война переписала древнюю историю

Городу Кулябу в южном Таджикистане определили новый возраст. Теперь ему 2700 лет. Ранее самым древним городом страны был Худжанд, которому стукнуло 2500 лет. В советские годы никто не пытался оспаривать этот титул.

Однако после гражданской войны, когда власть перешла к выходцам из Кулябской группы районов, вдруг неожиданно подняли тему древности Куляба. Специально приглашенный из Украины историк Павел Самойленко в 1993 году вдруг откопал здесь древнюю печь, которой оказалось аж 2687 лет. В итоге древнейшим городом страны был объявлен Куляб.

За последние два года на строительные работы в городе и реконструкцию зданий было выделено около 50 млн. долларов – огромные деньги по меркам небогатой республики. В сентябре этого года таджикские власти с помпой отпраздновали 2700-летие Куляба.

Молдавская орда больше Парижа

Археологи трудятся над вопросом придания Молдавии статуса центра европейской цивилизации. В прошлом году группа молдавских археологов под руководством Анатолия Городенко раскопала близ исторического комплекса Старый Орхей (в 30 км от Кишинева) древний город эпохи Золотой Орды.

О том, что Орхей – это ордынский город, известно давно. Название “орхей” может быть переведено с тюркского как “ставка” (военная).

Однако в заявлении Городенко говорится: “Найденные на месте раскопок монеты, утварь и другие предметы свидетельствуют о том, что город существовал около 700 лет назад. Мы склонны считать, что площадь города превышала 450 гектаров, что вдвое больше Парижа тех лет”. Вот так и не иначе – “вдвое больше Парижа”, и сразу есть чем гордиться молдаванам.

Русские откопали себя на Ладоге

После политического разрыва с Украиной России стало как-то неприлично происходить от Киевской Руси и нужно искать себе других предков. Россия – страна большая, в ней можно обнаружить все необходимое. Предки тоже нашлись. В Старой Ладоге – небольшом городке недалеко от Волхова.

С XIX века известно, что здесь находятся развалины старой крепости, а в 1970-е годы экспедиция Академии наук установила, что поселение было варяжским и основано приблизительно в 753 году.

До поры до времени раскопки находились на периферии исследовательского интереса, но, когда России понадобилось сменить происхождение, про Ладогу вспомнили.

Проект “Старая Ладога – первая столица Руси” уже получил высочайшее одобрение. Владимир Путин не только дважды побывал в Ладоге на раскопках, но и жестко заявил: “Ладога, оказывается, была не только первой резиденцией первого главы русского государства, но и своего рода древнерусским окном в Европу. Подобно тому как Санкт-Петербург – это окно в Европу Нового времени. Так что с берегов Волхова должно начаться возрождение России!”

Дальше – больше. Оказывается, слово “русь” обозначало не народ, а социальную группу – команды кораблей. В международные купеческие сообщества входили как скандинавы и финны, так и славяне. В это “русское братство” принимали людей не по национальному или религиозному признаку, а благодаря только их личным качествам. Из этого социального объединения и получилась нация. Вот типа и национальная идея.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s