Туркменистан: мифологизация истории и политика

Фамилия автора: А.А. Галиев
Теги: Туркменистан Внутренняя политика Всемирная история
Журнал: Вестник КазНУ
Год: 2010
Город: Алматы

http://articlekz.com/article/7685
В силу исторических и геополитиче¬ских условий, Туркмения находится на стыке, трех цивилизаций – Тюркско-исламской, Иранско-исламской, Славяно¬православной. Это обуславливает, одно¬временно, геополитическую уязвимость страны и ряд преимуществ. Главная про¬блема в том, что какая цивилизация станет более привлекательной политически и экономически. Туркмения участвует в ор¬ганизации тюркских государств, возглав¬ляемых Турцией, получила не малые ту¬рецкие инвестиции. Однако. с тюркскими странами она имеет ряд серьезных про¬блем. Радикальный секуляризм и проат-лантизм Турции неприглядно рассматри¬вается соответственно в Тегеране и в Мо¬скве, что чревато натянутостью отношений с этими державами. Военно-политические претензии Узбекистана, претендующего на главенство в регионе не могут не настора¬живать Туркмению. В Каспийском море вырисовывается соперничество на грани вражды между Туркменией и Азербай¬джаном по поводу принадлежности место¬рождения “Кяпаз” и части морского шель¬фа в целом. И, наконец, политическое и экономическое ослабление России обу¬славливает поиск других стратегических партнеров и союзников. В этой связи, Аш-габад очень заинтересован в развитии по-литических и экономических отношений с Ираном, социально-экономическая модель которого вполне его устраивает, хотя и в Туркмении предпочитают более секуля-ристкую модель развития.
Видимо в перспективе Туркмения все более будет становиться ареной борьбы за влияние, но прагматизм Ашгабада, фактор непосредственного соседства с Ираном, опасения утратить часть суверенитета в интеграции с Турцией и Узбекистаном, а также заинтересованность в поддержании связей с миллионом туркмен в Иране обу¬словит приоритетность этой страны в ори-ентациях Туркмении /1/.
Эти факторы, определяют внешне- и внутриполитический курс правительства. Для обоснования этого курса служит исто¬рия.
Матрицей, для создания мифологизи¬рованной истории Туркменистана послу¬жила книга ее Президента, – Великого Са-пармурата Ниязова «…Рухнама – не исто¬рическая книга, это книга о духовном опы¬те и нравственных уроках ушедших поко¬лений. Это всего лишь подсказка, как ви¬деть, воспринимать национальную исто¬рию, которую мы только начинаем пи¬сать», – пишет Ниязов.
Летосчисление туркмен С.Ниязов воз¬водит к эпохе родоначальника нации Огуз хана Туркмена, жившего пять тысяч лет назад. При этом Ниязов соединяет тюрк¬скую традицию с мусульманской: Поисти¬не священна земля, которую пророк Нух даровал своему сыну Яфесину и его детям – прародителям туркмен.
Таким образом: Туркмены – один из древних народов мира. В мифологизиро¬ванной истории туркмен присутствуют все ее элементы:
Апроприация: Знаешь ли ты, что пер¬вую телегу на земле смастерили туркме¬ны? Туркменское колесо не только изме¬нило жизнь армии и государства, но раз¬вернуло ход самой истории, дав ускорение развитию мировой науки. Туркмены пер¬выми стали выплавлять руду. Самый древ¬ний туркменский дестан – «Эргенекон».
Он повествует о том, как, выплавив гро¬мадную рудную гору, люди выбираются на ее поверхность, выходят к свету.
Во времена Махмута Газналы, сель¬джукских султанов и куняургенчских эми¬ров туркмены тянули караван науки во всем исламском мире. Туркменистан пре¬вратился в вотчину ученых, мыслителей, философов, поэтов. После варварских на¬бегов Чингисхана туркмены развернули колесо своей истории с Востока на Запад. Туда теперь пролегает путь мыслителей, учёных, корифеев искусства. Они двига¬ются через Турцию, другими путями в сторону Кавказа, Рима, Аравии, а оттуда через Египет добираются до Испании. Ев¬ропа получает колоссальный приток в нау¬ке и производстве.
.Пшеница ак бугдай существовала и пять тысяч лет назад. Такой же историче¬ский возраст насчитывают ахалтекинские скакуны, туркменская собака алабай, на¬циональные ковры и другие неоспоримые свидетельства таланта и мастерства турк¬менского народа.
Древнетюркская письменность объяв¬лена древнетуркменской. В упадке культу¬ры и нынешнем экономическом положе¬нии виноваты различные, многочисленные враги.
Образ врага:
А) Монголы Чингисхана: С отчаяни¬ем, наворачивающим на мои глаза слезы, я говорю себе: «Эх, если бы не проклятая орда Чингисхана!.. Если бы она не пронес¬лась вихрем, сметая и уничтожая все на своем пути, над многотысячным Куняур-генчем, Мару-Шаху-Джаханом, Шахрис-ламом, Абивердом, Амулом, Земми, Дехи-станом. Если бы она прошла в стороне от Огузбоя (Узбоя), на который, словно жем¬чужины на нитку, были нанизаны города и села. Если бы не были уничтожены, со¬жжены великолепные библиотеки с тыся¬чами книг. Эх, каким бы могуществен¬ным был бы сейчас Туркменистан, какая бы у него была слава в мире!»
Б) Русские, иранцы. …В XIV-XVI ве¬ках разобщенный туркменский народ на¬чинает утрачивать былое могущество. .С новой силой вспыхивают неурядицы с приходом на берега Хазара русских. В российско-иранских отношениях туркме¬нам отводится второстепенная роль, они унижены, им урезают площади оседлого проживания, из-за земли и воды начина¬ются внутренние споры, разгорается враж¬да с соседними государствами.
Различные враги Туркменистана, пы¬таются ее дискредитировать:
Теория заговора: …Политические спе¬куляции и интриги вокруг Туркменистана порождают вымышленное, расхожее пред¬ставление о туркменском народе, которым спешат воспользоваться враги и недобро¬желатели всех мастей. В результате образ туркмена предстает в самом мрачном виде: это разбойник, которому ничего не стоит убить человека, варвар, истребляющий своих сородичей, это бескультурный, не-образованный, невежественный кочевник-скотовод, живущий в черной юрте. В чьих-то корыстных интересах, преследующих захват туркменской земли и порабощение ее народа, перечёркивается славное про¬шлое туркмен, наносится мощнейший удар по их международному авторитету.
Изучая исторические источники, Ниязов С. обнаружил одну любопытную закономерность, проливающую свет на преобладание в лексиконе ученых-историков понятия «тюрк». В течение по¬следних 50 лет оно плавно вытесняло из этого лексикона понятие «туркмен», пока полностью не оставило за собой историче¬ский приоритет. Но произошло это не сти¬хийно. Дело в том, что восточные истори¬ки, будучи носителями арабо-иранской языковой культуры, приписывали все ис¬торические достижения странам своего происхождения, народы которых впослед¬ствии составили общую, так называемую тюркскую группу. В свою очередь, исто¬рики, вышедшие из советской школы, ру-ководствуясь арабо-иранской историогра¬фией, не смогли прочесть скрытый между ее строк политический смысл, отражаю¬щий агрессивную позицию сильной стра¬ны.
Основные этапы туркменской истории
Огуз хан – национальный пророк туркмен, их родоначальник. Однако его имя не упоминается в ряду имен пророков. Но под именем Торг его можно встретить в древнеарабских книгах Ыбраны и в Тал¬муде. «Атаковав весь мир, Огуз хан дал название пяти тюркским племенам. С Огуз хана начинается государственность турк¬мен.
В этот обозримый сегодня историче¬ский период туркмены многократно явля¬ли миру свое истинное предназначение, создав великие материальные и духовные ценности, ставшие неотъемлемой частью древних цивилизаций от Индии до Среди¬земноморья. Только на своей земле они построили свыше 70 государств! Мировой славой приобрели такие из них, как Анау, Алтын-депе, Маргиана, Парфия, империя туркмен-сельджуков, государство куняур-генчских туркм
За свою долгую историю туркмены по¬строили множество государств.. Не слу¬чайно в старину на Востоке говорили: «Хочешь построить государство – зови туркмена».
Свое первое государство огузские туркмены возвели пять тысяч лет назад. Материальное свидетельство тому – лук и стрелы, во множестве обнаруженные в ареале распространения древней огузтур-кменской культуры от памятников Алтын-депе и Багабата до священных храмов Маргианы и мавзолеев долины Ары. Най¬денные здесь археологические находки указывают на историческое местонахож¬дение страны Огуза, которая простиралась от подножия Копетдага (крепость Тэк га-ла), Нусая, Анау, Алтындепе и вбирала в себя весь Мерв, Куняургенч, междуречье Сейхуна и Джейхуна, протянувшееся от Хазара до Балха с одной стороны и Атаила (Волги) – с другой. (судя по контексту, эти предметы, – тоже изобретение туркмен. Видимо основой для этого открытия по¬служил сюжет из «Огуз-наме», где лук и стрела, служат маркерами двух фратрий /2/.
Великое туркмен-огузское государство хунов.
В соответствии с одним из популяр¬нейших тезисов мифологизированной ис¬тории, Ниязов отождествляет Моде-кагана с Огуз ханом: « .Мете хан подчинил себе громадные территории площадью 18 мил¬лионов квадратных километров. Границы государства Хунов простирались от Хазара до просторов Индии с одной стороны и от Гималайских гор до Сибири – с другой. После Мете хана на престол взошел его сын Гек хан. Впоследствии границы Турк¬менистана расширились: …Султаны из ро¬да туркмен-сельджуков и их потомки были великими, прославленными правителями провинций Ирана и Турана, Египта и Ки¬тая.
.. .Начиная с тридцатых годов XI века, в истории туркменского народа начинается эпоха больших преобразований: туркмен¬ские предводители братья Тогрул бек (993 -1063 гг.) и Чагры бек (991-1061 гг.) осно¬вывают Туркменскую империю сельджу¬ков, названную впоследствии Великой.
.В период правления внука Чагры бе¬ка Алп Арслана туркменское государство сельджуков разрослось до огромных раз¬меров и собирало дань с десятков госу¬дарств, сотен ханств. Как и в других тюрк¬ских государствах, скифы провозглашают¬ся тюрками: “В течение многих десятиле¬тий скифология являлась цитаделью анти¬тюркизма. В результате недостаточной изученности так называемого “скифского языка”, возник и получил распространение ряд ошибочных взглядов, согласно кото¬рым все “скифы” являются ираноязычным народом. Неправильная оценка европей¬скими авторами места “скифов” в истории азиатских народов, привела к возникнове¬нию столь же ошибочной в отечественной науке точки зрения на преобладающее значение иранских народов в становлении туркменской нации”. На основании анали¬за множества данных он приходит к выво¬ду о тюркоязычии “царских скифов” и да¬лее : “…слова массагет, сколот, сак, сай, турегет, дербик, тюркют, тюргеш являются дериватами или синонимами одного и того же имени “царские”, почетные”, “главные”, “внутренние”, “правое крыло” (бузук), ко¬торое постепенно переросло в имя народа -“туркмен” /3/.
Мифологизированная история легали-зовывала правящий режим. В книге “Рух-наме”, Туркменбаши представил себя, как потомка Александра Македонского, оста¬вившего о себе память физического свой¬ства какой-то женщине из древнего Мерва в 4 веке до н.э. /4/.
Свою роль в истории Турменистана Ниязов определяет прибегая к истории: «чем было наше государство на момент обретения им независимости в памятном 1991 году? Это было государство на бума¬ге. Судьбой мне было отпущено возгла¬вить туркменский народ на стыке двух ты¬сячелетий. На меня легла ответственность повести мой народ от неудач и лишений мрачной эпохи его последней истории к вершинам третьего тысячелетия».
Сам Президент Нейтрального Туркме¬нистана (последнее обстоятельство т.е. нейтральность – считается исключитель¬ным вкладом в развитие страны) обожест¬вляется. В стране создан культ личности С.Ниязова. Повсюду висят огромные порт¬реты главы государства, возвышаются ги¬гантские монументы, зачастую покрытые золотом, изображающие Президента. Во¬обще монументальное строительство, ве¬дущееся в стране (дворцы, покрытые мра¬мором, площади, украшенные пальмами, поражающие воображение фонтаны и т.д.), все это призвано укрепить человека в мыс¬ли о богоизбранности Президента и наро¬да. Поэтому неудивительно, что истории придается огромнейшее значение. Инсти¬тут истории находится в непосредствен¬ном подчинении правительства. Ежегодно проходят грандиознейшие мероприятия, посвященные знаменательным датам – вы¬ведению ак-бугдая, реконструкции мавзо¬лея Санжара, книге Рух-нама и т.д. Все эти мероприятия и праздники и гигантское строительство проходят на фоне кричащей и углубляющейся нищеты населения. Ог¬ромные средства тратятся на археологиче¬ские раскопки, призванные подтвердить древность народа. Именитые ученые (Са-рианиди) совершают необходимые откры¬тия.
В национальной символике также ис¬пользованы древние образы. Наш флаг и государственные символы, унаследован¬ные нами у предков – красноречивое сви-детельство преемственности пяти эпох ис¬тории туркмен, во все времена превыше всего ценивших свою родную землю и свою свободу, – пишет С.Ниязов.
В Рухнаме, говорится о том, что пред¬ки туркмен осчастливили человечество подарив ему пшеницу (ак-бугдай), коней ахал-текинской породы и знаменитые ков¬ры. При этом выведение пшеницы возво¬дится к древнейшим временам. Все эти предметы нашли отражение в политиче¬ской символике страны, и в частности в гербе.
Государственный гимн независимого, нейтрального Туркменистана.
Един мой народ, и по жилам племён Течёт предков кровь – нетленная весть.
Одним из символов Туркменистана стал Султан Санжар. Английский исследова¬тель М.Дж. Денисон подчеркивает, что «активным участником становления на¬ционального сознания стал Султан Сель¬джук (Санжар), о деяниях которого жива немеркнущая память в современном Туркменистане /5/.
Пространство и время также становят¬ся частью мифологической структуры.
В СМИ было опубликовано сообще¬ние из нейтрального Туркменистана: «С сегодняшнего дня в Туркменистане повсе¬местно вводятся новые обозначения меся¬цев и дней недели. .их придумал прези¬дент республики» /6/.
Народный Совет Туркменистана ут¬вердил обозначения 12-летнего цикла че¬ловеческой жизни, так называемый моди¬фицированный календарь “муче”, появив¬шийся у тюркских народов более 2 тыс 500 лет назад.В соответствии с календарем, детство /чагалык/ длится до 13-ти лет. С 13-ти до 25-ти лет – отрочество /етгинжеклик/. С 25 -ти до 37-ми лет -юность /йигитлик/. С 37-ми по 49-ти лет идет фаза зрелости /кямиллик/. С 49-ого по 61-ый год длится фаза Пророка – пророче¬ство /пыгамбер/. С 61 -ого по 73-тий год идет фаза величия духа – вдохновленность /рухубелентлик/. С 73 -его по 85 -ый год длится период мудрости /аксакаллык/. С 85-ого по 97-ой год идет фаза старения /гартанлык/. Наконец, с 97-ого до 109-ый годы длится период Огуз-хана /прародитель туркмен, который, по преда¬нию, прожил 109 лет/».
Новый воплотил не только идею соз¬дания нового Туркменистана, но и вклю¬чил в этот новый мир все символы про¬шлого и настоящего. Один месяц назван в честь матери Ниязова. Другие месяцы в честь прародителя туркмен Огуз-хана, ге¬роя национального эпоса Горкута и книги Рухнаме, написанной Ниязовым (сен¬тябрь). Кроме того, март назван новрузом в честь мусульманского праздника, ок¬тябрь – Гарашсызлыком (в этом месяце от¬мечается День независимости Туркмении), декабрь – в Битараплык (в этом месяце от¬мечается День нейтралитета Туркмении).
По словам Сапармурата Ниязова, в Туркмении не понимают смысла обычных названий месяцев. В честь Туркменбаши называется теперь первый месяц года.
Переименования объектов в стране происходит в соответствии с теорией архе¬типом, что должно соответствовать новой идентичности, новому Социокосмосу. В первую очередь переименовываются те географические объекты, которые связаны со старой советской (либо русской) иден¬тичностью. Наиболее престижным объек¬там (именно они в первую очередь подле¬жат переинаименованию, в силу того, что и большевики связывали с ними свою власть) присваивается имя Сапармурата Ниязова. Этому процессу подвергается не только пространство, но и время. Новая идентичность должна развертываться не только из сакральной точки, но и из точки во времени. Поэтому в Туркменистане был переименован календарь. В нем нашли отражение не только даты связанные с Президентом, но и его родными (матерью).
В Туркменистане возрождаются, т.е. на самом деле изобретаются заново различ¬ные традиционные институты.
Совет старейшин. В начале 90-х годов прошлого века Туркменбаши начал прово¬дить ежегодные совещания со старейши¬нами страны Яшулылар маслахаты (Совет старейшин). Этот орган никакими власт¬ными полномочиями не обладал. Очень скоро эти ежегодные совещания преврати¬лись в Халк Маслахаты (Народный Совет), и Совет старейшин стал всего лишь частью этого “всетуркменского” совещания. Уже в 1992 году, победив на очередных прези¬дентских выборах, Сапармурат Ниязов принес присягу на первом заседании Халк

Маслахаты. Главная роль, которую отво¬дил Народному Совету ее создатель, за¬ключалась в консервации существующего политического режима, сохранении, соз¬данной Туркменбаши, общественно-политической системы.
У туркмен, – отмечал С.Ниязов, – из¬древле было заведено при решении серьез¬ных вопросов опираться на мнение ста¬рейшин. Эту особенность мы взяли на воо¬ружение и в нашем новом государстве, считая, что самым важным в его устройст¬ве является учет истории народа, его на¬ционального духа и мировоззрения. В структуре нашего государства большое значение придается Совету старейшин. Он и впредь должен оставаться ведущим цен¬тром управления государством. Тем самым мы на деле реализуем исторический госу¬дарственный опыт нашего народа.
По мнению наблюдателей, принятие новой редакции Конституции Туркмении и упразднение Халк Маслахаты будет одним из важнейших этапов реформы государст-венного управления страны, приведения его в соответствие с мировой практикой/7/.
Кланы. Хочу указать на семь явлений, -пишет Президент, – представляющих опас¬ность для гармоничного развития нового туркменского государства: Первое: пло¬хой руководитель; Второе: родоплеменные споры;
В Туркменистане, где проживает 9 (по другим данным – 14) племен и более 5000 родовых групп, главной опорой режима С. Ниязова выступало наиболее влиятельное племенное объединение – текинцы. С при¬ходом к власти С. Ниязова текинцы заняли большинство руководящих постов в госу¬дарственном аппарате, быстро оттеснив представителей других туркменских пле¬мен /8/. Доминирование текинцев сохра¬нилось и после смерти С. Ниязова в декаб¬ре 2006 г. Их представителем, в частности, является новый президент Туркменистана Г. Бердымухаммедов. По подсчетам Ин¬тернет-издания “Хроника Туркменистана”, в настоящее время текинцы контролируют 3/4 высших государственных постов /9/. Следует добавить, что даже новым поли¬тическим институтам в государствах Цен¬тральной Азии придается налет традици¬онности. К примеру, повсюду главы адми-нистрации называются акимами, хакима-ми, раисами и т.д. Для административно-территориальных единиц используются традиционные названия – вилайеты, этра-пы.
Изложенный материал свидетельствует о том, что традиционные системы, хотя и являются наследием прошлых эпох, игра¬ют определенную роль в жизни государств Центральной Азии и эта проблема требует специального изучения.
Происходит и возврат в лоно Ислама, но также, это используется в политических целях. «Даровав туркменам священное право умножаться числом, великий Аллах наделил их двумя неотъемлемыми черта¬ми: ВДОХНОВЕНИЕМ и ЦЕЛЬНОСТЬЮ. Озаряя светом их души, он зажег светоч РАЗУМА в их сознании. Соответственно и нарек свое творение ТЮРК ИМАН (родом из света). Так в мире появились туркме¬ны».
Ислам, таким образом, используется для подтверждения богоизбранности туркмен. Исследователи, отметили изо¬бретение одной традиции в стране. Марта Олкотт, пишет, что в крепости Геок-Тепе, что в сорока километрах на запад от Аш-габада, была воздвигнута самая большая в Центральной Азии мечеть, названная в честь Президента Сапармурата Хаджи в октябре 1997 г. /10/.
Варианты данной изобретенной тради¬ции можно видеть и в других странах. Ис¬ходя из «Рух наме» туркмены как нация возникли 5 тысяч лет назад, между тем, по мнению ученых «Разнородные хозяйст¬венно-культурные группы кочевников и жителей оазисов Юго-Восточного Прикас-пия были искусственно объединены в туркменский этнос» /11/.
Цель мифологизированной истории Туркмении, можно определить словами самого Президента Туркменбаши Велико¬го: .Путь туркмен – это путь в Золотой век, это путь, осененный разумом и све¬том!
Иначе говоря, здесь, согласно мифо¬логизированному времени функциони¬рующему по циклическому принципу, не¬смотря на закономерные временные труд¬ности, произойдет Возрождение.
***
1. Nagorno-Karabakh conflict, Artsakh,Stepanakert, NKR ТУРКМЕНИЯ – СТРАНА НА СТЫКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. © 2001 ArCGroup
2. О символике этих даров-симолов см. рабо¬ты: Галиев А. Традиционное мировоззрение казахов.
3. Гундогдыев О.А. О языке “царских скифов”. Вестник университета “Кайнар”. 1997. N 3. с. 14-22; Он же. Богиня – мать земли Туркмен¬ской. Ашгабад. Ылхам.1998. с.42.
4. Джангужин Р. Этнополитика современного Казахстана и составляющие ее эт-ноисторические и политические мифы Еро¬феева И. – Мифологизация истории. Чингисхан и Аттила все же не были казахами ЦентрАзия
5. Denison M.J.Sultan Sanjar and renaisance of the Turkmen nation / Miras 2007 #2 p.124
6. АШХАБАД, 13 августа. /Корр. РИА “Ново¬сти” Виктор Панов/. 10. 10.
7. Народный Совет Туркменистана примет новую редакцию конституции страны// РИА Новости. 26/09/20088. Кадыров Ш.Х. Туркменистан: институт президентства в клановом постколониальном обществе// Вестник Евразии. 2001. 2. С. 5-32.
8. Шустов А. Центральная Азия: ренессанс традиционных институтов// fondsk.ru/articles. Olcott Martha Brill.The Kazakhs.Stanford, Calif.1987.p.159.
9. Амрекулов Н., Масанов Н. Казахстан меж¬ду прошлым и будущим. А.,1994 .С.117

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s